Всего неделю назад аналитики обсуждали главным образом уровень американо-российских отношений, которые за последний полтора года переживают неуклонный подъем. Решение «перезагрузить» отношения с Россией оказалось и впрямь весьма эффективным, особенно если учесть, какое наследие досталось Обаме от администрации Буша. Напомним, что после грузинской войны 2008 года, всего за полгода то вступления Обамы в должность президента, эти отношения были практически на самом низком уровне.
В центре внимания американо-российские отношения оказались после визита Медведева в Белый дом и встречи с президентом Обамой 24 июня. И вот всего через два дня после саммита Обама-Медведев, во время которого президенты высказались за улучшение отношений между странами, арестуют десять жителей США, подозреваемых в том, что они - члены российской шпионской группы. Впрочем, как можно видеть по реакции обеих сторон на высшем уровне, шпионский скандал не станет большим препятствием для дальнейшего развития событий. И Обама, и Медведев явно хотели бы продолжать начатую ими программу.
По данным информационных агентств, есть сведения, что задержанные завязывали отношения с лицами из политических кругов США и отправляли разведывательные донесения в Москву. Однако в суде им было предъявлено обвинение в том, что они жили без регистрации в качестве представителей иностранного правительства и в «отмывании» денежных средств; но не в шпионаже. Кроме того, важным фактором следует считать момент ареста. Возможное влияние шпионского скандала при данных обстоятельствах попадает в центр внимания.
Интересно наблюдать, что аналитики нередко рассматривают начало и окончание шпионажа во временных рамках «холодной войны». Но ведь на самом деле шпионаж ведётся с незапамятных времён. И нынешний случай – не первый и не последний. Конечно же, российская Служба внешней разведки (СВР) и Главное разведывательное управление (ГРУ) имеют своих сотрудников, которые анализируют информацию, поступающую к ним из разных источников. И не должно вызывать особого удивления, что обе страны до сих пор шпионят друг за другом, хотя прошло уже двадцать лет после «холодной войны». Важно то, что, как показали последние события, Вашингтон и Москва способны пренебречь подобными моментами, если уж они решили следовать другой программе. С учётом всего этого основной вопрос заключается в том, почему подозреваемых задержали именно теперь, если слежка за ними велась не один год? И, далее, насколько способен этот скандал помешать новой фазе российско-американских отношений?
Одно из множества мнений сводится к тому, что ФБР занималось этим во многом для того, чтобы усилить позиции президента Медведева против «силовиков». С самого начала прихода Медведева на пост президента всячески подчеркивалось значение дуэта Путин-Медведев. Однако, прислушавшись к умеренным высказываниям Медведева и сравнив Медведева с образом энергичного лидера Путина, многие придут к одному и тому же заключению: Медведев, пришедший к власти как преемник Путина, в отличие от своего предшественника склонен придерживаться иных и весьма конструктивных направлений во внешней политике. С этой точки зрения можно заявить, что недавний шпионский скандал был нацелен на укрепление позиций Медведева против «силовиков». Но я считаю, что разумнее было бы рассматривать связку Медведев-Путин как две стороны одной медали, а не как двух конкурентов.
Второй весьма популярный тезис основан на том, что в политической элите США и в американском обществе нет единого мнения о перезагрузке отношений с Россией; действительно, по этому вопросу в политической элите США произошёл раскол. Демократы относятся к политике перезагрузки с умеренным оптимизмом. И всё же не всем в России и в США политика перезагрузки пришлась по душе. Поэтому последний скандал мог быть специально организован с целью «тестирования перезагрузки».
Благополучно лавируя между многочисленными препятствиями, Обама и Медведев смогли-таки задвинуть в долгий ящик план США по развертыванию противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике. Упомянутое решение – не развёртывать противоракетную защитную систему – расчищает путь к сотрудничеству в различных областях, от борьбы против терроризма в Афганистане до сотрудничества в сфере высоких технологий. С одной стороны, США и Россия договорились по вопросу о сокращении ядерных вооружений и подписали новый договор СНВ. С другой стороны, США получило поддержку России в отношении санкций ООН против Ирана, хотя сами санкции в итоге оказались практически выхолощенными. Одним из важнейших проблемных вопросов для перспективы российско-американских отношений остаётся Грузия. Очевидно, точки зрения России и Америки по этому вопросу не совпадают. Но всё же эта тема не составляет значительного препятствия. Нынешний уровень российско-американских отношений, как и сотрудничество в упомянутых областях соответствуют национальным интересам обеих стран. Для России, это подкрепляет чаяния Путина о мультиполярной международной системе. Для США, с другой стороны, отношения с Россией оцениваются не только как значительный прогресс, но и как уникальный успех внешней политики Обамы.
Что же касается ответа на второй заданный выше вопрос, насколько способен этот скандал помешать новой фазе российско-американских отношений, переживающих период потепления, - очевидно, все зависит от желания правительств, какое влияние они хотели бы чтобы этот скандал имел. Подобные вещи случаются довольно часто, и обычно наибольшее значение имеет реакция на них. Перезагрузка продолжается. При администрации Буша отношения между Россией и США никогда не были на высоте. Америка явно надеется, что последний эпизод нанесёт перезагрузке минимальный ущерб.
Анализ нынешних отношений США и России показывает, что обе стороны готовы расширять положительную программу, выходя за рамки вопросов разоружения и нераспространения ядерного оружия, где они уже достигли значительного успеха. Учитывая состояние отношений с Россией, доставшееся Обаме в наследство от администрации Буша, нынешний уровень отношений можно оценить как значительный прогресс. Несмотря на то, что некоторые аналитики настаивают на концепции, что «Россия – все та же Россия, и нет нужды перезагружать или переименовывать отношения с ней», представляется, что шпионский скандал не сможет заметно повредить отношениям США и России. Администрация Обамы заявила, что не собирается высылать российских дипломатов, и не выразила возмущения тем, что её предполагаемый партнёр шпионит за ней. Видимо, что президент Обама намерен публично проигнорировать эту тему, предоставив разбираться с ней дипломатам и следователям, пока он сам будет продолжать заниматься тем, что представляется ему более важным.