МОСКВА – Во время своего недавнего блиц-турне по странам бывшего советского региона Хиллари Клинтон нажала почти все кнопки, которые буквально пару лет назад заставили бы Кремль прийти в ярость и начать кипеть от негодования.
Но какова реакция России на сей раз? Удивительно спокойная, даже приглушенная.
Прошло чуть больше года с тех пор, как Барак Обама и Дмитрий Медведев приступили к вызывающей массу споров "перезагрузке" неровных отношений между двумя бывшими сверхдержавами, и сегодня эксперты говорят, что российские руководители видят в Обаме наилучшего американского партнера для Москвы и не хотят говорить ничего, что может подорвать его позиции.
"Мы понимаем, что администрации Обамы надо спасти свою репутацию [в бывшем Советском Союзе] и отразить критику справа внутри страны, - говорит заместитель комитета Государственной думы по международным делам Андрей Климов, - при прежней администрации США занимали позиции, от которых трудно отойти. Но это в основном просто слова".
ПРО в Польше?
План Буша по созданию системы противоракетной обороны в Польше разозлил Кремль, и даже когда Обама положил его в прошлом году на полку, у русских все равно оставались серьезные сомнения по поводу намерений США. Но Клинтон в субботу подписала соглашение о размещении трех ракет-перехватчиков S-3 на польской земле, начиная с 2015 года, а Москва даже не пикнула.
Наоборот, Медведев в День независимости направил Обаме теплое поздравление, в котором о системе ПРО даже не упоминается.
"Конструктивные, добрососедские отношения России и США отвечают подлинным интересам народов наших стран, - сказал он, - уже само это предопределяет бесперспективность и несостоятельность попыток принизить значение достигнутого нами, помешать нашей последовательной работе в партнерском духе".
Расширение НАТО?
Продвижение НАТО в восточном направлении с включением в состав альянса Украины и Грузии кажется все более маловероятным после российско-грузинской войны 2008 года и резкого разворота украинского руководства в сторону Москвы. Однако Клинтон во время своего визита все равно заявила и украинцам, и грузинам, что "двери в НАТО остаются открытыми".
Однако, как отмечает Климов, "Клинтон знает, что настали иные времена, и сегодня в мире совершенно другая ситуация… Перед ней стоит сложная задача, так зачем нам еще больше ее усложнять?"
В Грузии Клинтон подвергла резкой критике утверждение Медведева о том, что бывший Советский Союз представляет собой "зону привилегированных интересов" России, в которой она имеет право сохранять свою гегемонию.
"Соединенные Штаты непоколебимы в своей поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии, - заявила она, - Соединенные Штаты не признают сфер влияния".
Клинтон похвалила смертельного врага Кремля грузинского президента Михаила Саакашвили, чьи сторонники в прошлом месяце одержали убедительную победу на региональных выборах, а также резко осудила российское "вторжение и продолжающуюся оккупацию" самопровозглашенных мини-государств Южной Осетии и Абхазии, пользующихся поддержкой Москвы.
Однако это заявление все же заставило российского премьер-министра Владимира Путина сделать госсекретарю мягкий упрек. Во вторник он заявил журналистам: "Кто-то считает, что она [Южная Осетия] оккупирована, кто-то считает, что она освобождена".
Кремль демонстрирует сдержанность
По словам экспертов, Кремль перед лицом всех этих заявлений и действий демонстрирует образец сдержанности, поскольку считает, что администрация Обамы своей риторикой и жестами подтверждает позиции США времен Буша, а сама тем временем полным ходом улучшает отношения с Москвой.
"В каждой посещенной ею столице Клинтон лично повторяла, что Соединенные Штаты твердо намерены продолжать перезагрузку отношений с Россией", - говорит главный редактор ведущего московского внешнеполитического журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
"В Москве визит Клинтон [на окраины России] расценили как своего рода ответ на критику американских консерваторов, как попытку показать, что у Обамы есть не только российская политика, - говорит он, - поэтому слова Клинтон здесь встретили с пониманием. Российские руководители считают, что Обама наилучший партнер, какой может быть в Вашингтоне, и не хотят делать ничего такого, что может подорвать его позиции".