ВАШИНГТОН – Прошло всего несколько дней после сенсационного разоблачения силами ФБР российской шпионской сети, и вот уже в среду американские и российские власти провели переговоры об обмене части либо всех 10 обвиняемых агентов на заключенных, содержащихся в российских тюрьмах, в том числе, на ученого, осужденного за шпионаж в пользу Соединенных Штатов.
Хотя американские официальные представители хранят молчание, они подтверждают факт переговоров. Есть признаки того, что обмен будет произведен быстро. Семья находящегося в заключении ученого Игоря Сутягина заявила, что его перевели в Москву, а уже в четверг он будет отправлен в Вену, где его освободят. Адвокат одного из подозреваемых русских агентов Анны Чапман заявил в Нью-Йорке, что он разговаривал с американской прокуратурой и российскими представителями об ускоренном решении этого вопроса.
"У меня есть ощущение, что наши дискуссии так или иначе дадут результат уже к завтрашнему дню", - сказал этот адвокат по имени Роберт Баум (Robert M. Baum). Другой адвокат, выступая анонимно, заявил, что многие из 10 обвиняемых, если не все, признают себя виновными в федеральном суде Манхэттена в четверг, когда их привезут туда на судебный процесс. (11-й обвиняемый бежал, когда его освободили на Кипре под залог.)
Но ни о какой сделке пока не сообщается, и сейчас неясно, достигли ли стороны окончательного соглашения. Неясно также, каких российских заключенных в дополнение к Сутягину могут обменять. Высокопоставленный американский дипломат Уильям Бернс (William J. Burns), занимающий пост заместителя госсекретаря по политическим вопросам, встречался в среду с российским послом в США Сергеем Кисляком, однако представители Госдепартамента ограничились лишь заявлением о том, что в ходе встречи обсуждался вопрос о шпионах.
Адвокат Сутягина Анна Ставицкая в интервью московской радиостанции заявила, что ее клиенту показали список из 11 находящихся в российских тюрьмах человек, которых Соединенные Штаты хотят обменять. По ее словам, Сутягину было заявлено, что если он и другие заключенные из этого списка откажутся признать свою вину и участвовать в обмене, все соглашение будет аннулировано.
"То есть, либо так, либо они превратят его жизнь в ад, - сказала адвокат, - он думал о своих родственниках, о своих детях – у него две дочери. И по этой причине он принял это предложение".
Обмен даст некоторые преимущества администрации Обамы. Окажется ненужным дорогостоящий судебный процесс, который может на месяцы, если не на годы, стать раздражителем в американо-российских отношениях. Но Белый дом может не захотеть отдавать обвиняемых агентов, за которыми ФБР следило долгие годы, не получив взамен ценных для США узников из России.
Возможный обмен может также вызвать обвинения в том, что администрация слишком мягко относится к России. Консерваторы, включая бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни (Mitt Romney), который может стать кандидатом в президенты от республиканцев, призывают Сенат отвергнуть новый договор о сокращении стратегических вооружений, подписанный президентом Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым.
Обмен может оказаться затруднительным для обеих сторон и в другом плане. Активисты-правозащитники утверждают, что Сутягин невиновен, а его семья говорит, что он хотел бы остаться в России. А Джон Родригес (John M. Rodriguez), адвокат одной из обвиняемых в шпионаже Вики Пелаэс, которая долгие годы работала в Нью-Йорке в одной из испаноязычных газет, заявляет, что она не хочет переезжать в Россию.
Но шанс избежать тюремного заключения является мощным стимулом в обеих странах. По словам семьи Сутягина, он согласился написать признание, когда ему сказали, что это необходимо в рамках обмена. А адвокат одного из обвиняемых из Бостона, известного под именем Дональд Хитфилд, заявляет, что его клиент больше всего беспокоится о своих детях. Его жене Трейси Ли Энн Фоули также предъявлено обвинение как члену шпионской группы.
Адвокат Хитфилда Питер Крупп (Peter B. Krupp) сказал, что дети "это приоритет № 1, и мой клиент вместе с женой больше всего беспокоится о них с самого начала этого тяжкого испытания".
Он дополнительно отметил: "Если это дело можно будет продвинуть или быстро разрешить, они смогут помочь своим детям, и поэтому они в этом заинтересованы".
Сообщения о предстоящем обмене, а также о самой сети наполнены духом шпионских историй времен холодной войны, хотя ни о какой угрозе национальной безопасности в них не говорится. Американские официальные лица заявляют, что обвиняемые русские агенты использовали высокотехнологичные методы шпионажа, но никаких реальных секретов не выведали. Обмен, который может произойти в излюбленном месте встреч шпионов 20-го века Вене, станет яркой, но последней главой в этой истории со шпионским сюжетом.
Насколько известно, сегодня в заключении в России нет ни одного американца, осужденного за шпионаж. Сутягин, отбывающий 14-летний срок, был одним из многих российских ученых, попавших в тюрьму по обвинению в передаче секретов на Запад. Семья Сутягина заявила репортерам, что в предъявленный ему список из 11 заключенных также попал полковник российской военной разведки Сергей Скрипаль, приговоренный в 2006 году к 13 годам лишения свободы за шпионаж в пользу Британии.
Бывший генеральный юрисконсульт ЦРУ Джеффри Смит (Jeffrey H. Smith), участвовавший во многих делах по обмену шпионами в 70-е и 80-е годы как адвокат Госдепартамента, сказал, что во времена холодной войны Соединенные Штаты почти никогда не проводили обмены, пока людям, подозреваемым в шпионаже в пользу Советского Союза, не выносился приговор, и они не отбывали хотя бы часть тюремного срока.
"Считалось неправильным обменивать их сразу после поимки, - заявил он, - считалось, что это серьезное преступление, и они должны заплатить за это".
По словам Смита, он не знает подробностей последнего дела, но если Вашингтон действительно стремится быстро совершить обмен заключенными, то "вполне справедливо предположить, что эти обвинения не столь серьезны".
Дело Сутягина в определенном смысле похоже на дело 10 российских агентов. Федеральная прокуратура Манхэттена не предъявила им обвинения в шпионаже - видимо, следователи ФБР не нашли доказательств того, что эти люди получали секретные сведения. А ученый Сутягин, занимавшийся вопросами контроля вооружений и работавший в научном московском Институте США и Канады, заявил во время судебного процесса, что у него не было доступа к государственным секретам.
Физик по образованию, Сутягин был задержан в 1999 году, и ему предъявили обвинение в передаче секретов об атомных подводных лодках британской компании, которая, по словам стороны обвинения, была прикрытием для ЦРУ. В 2004 году его приговорили к 15 годам лишения свободы.
Правозащитные организации в то время выступали с критикой по поводу приговора Сутягину, заявляя, что это похоже на подозрительность советских времен в отношении контактов между российскими учеными и иностранцами.
Мать Сутягина Светлана заявила в интервью, что ее сына перевели из российской колонии на севере страны в Москву, и что в среду утром она встречалась с ним.
После перевода в Лефортовскую тюрьму, сказала она, с ее сыном в присутствии российских сотрудников спецслужб встречались американские официальные представители. "Беседа была с нашими генералами, - заявила Сутягина, - американцы ничего не решали".
По ее словам, власти 11 лет пытались заставить ее сына сознаться в том, что он американский шпион. На этой неделе он подписал признание, сказала мать Сутягина, отчасти для того, чтобы помочь подозреваемым в США избежать тюремного наказания.
"Он знает, что такое находиться в тюрьме, - заявила она, - он не хочет брать на себя ответственность за то, что эти люди попадут в заключение".
Руководители ФБР, считающие, что длительное расследование стало триумфом для бюро, в среду от комментариев отказались. Однако бывший высокопоставленный контрразведчик из ФБР Джон Слэттери (John P. Slattery) заявил, что следователи будут разочарованы, если все завершится обменом.
"Те люди, которые занимались прослушкой и вели наблюдение, могут ощутить некое разочарование, - сказал Слэттери, который в настоящее время работает в компании BAE Systems Intelligence and Security, - им будет больно, когда они увидят, что эти люди не попадут в тюрьму. Но на карту поставлены более важные политические соображения и интересы американской разведки, поэтому люди это поймут".
С участием Марка Мацетти (Mark Mazzetti) и Эндрю Крамера (Andrew E. Kramer).