Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Клинтон восстанавливает доверие

© REUTERS/David Mdzinarishviliкавказское турне хиллари клинтон
кавказское турне хиллари клинтон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этот механизм работает, как часы: стоит президентам Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву сделать ещё один шаг в рамках «перезагрузки» российско-американских отношений, как очередной высокопоставленный представитель США отправляется с визитом к партнёрам Вашингтона в Восточной и Европе и Евразии с заданием «восстановить доверие»...

Этот механизм работает, как часы: стоит президентам Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву сделать ещё один шаг в рамках «перезагрузки» российско-американских отношений, как очередной высокопоставленный представитель США отправляется с визитом к партнёрам Вашингтона в Восточной и Европе и Евразии с заданием «восстановить доверие». В 2009 году этим занимался вице-президент Джо Байден, выступавший в администрации в роли «перестраховщика». После того, как прошлым летом состоялась встреча Обамы с Медведевым в Москве, Байдена отправили в Тбилиси и Киев. Когда администрацией было принято решение отказаться от проекта предыдущей администрации разместить системы противоракетной обороны в Польше и Чехии, вице-президент, посетил эти две страны и Румынию, где выступил с заверениями в верности Америки своим обязательствам и интересам в данном регионе.

Но сейчас Байден в Багдаде — пытается уговорить соперничающих друг с другом иракцев создать национальное правительство, и теперь задача по восстановлению доверия возложена на плечи госсекретаря Хилари Клинтон, которая в соответствии со сценарием Байдена категорически настаивает, что США способны «идти и жевать резинку одновременно», то есть работать над улучшением отношений с Россией, в то же время не принося в жертву интересы её соседей. Также Клинтон вновь подняла вопрос демократии и прав человека, зачислив Россию в категорию стран, «стальными тисками» зажавших гражданские и политические свободы.

Но наша госсекретарь едет в регион, подверженный непредсказуемым изменениям. На Украине выборы привели к власти Виктора Януковича, который лично во многом и был причиной улучшения российско-американских отношений. Новое начальство в Киеве продлили срок аренды для российского Черноморского флота в Крыму, официально отказалось от всяких намерений пытаться вступить в НАТО и начало активно восстанавливать прибыльные экономические связи с Россией. Это и привело к разрядке геополитической напряжённости между Вашингтоном и Москвой на евроазиатском пространстве.

Интересный случай представляет собой Польша. Собственные проблемы Варшавы с безопасностью потеряли остроту благодаря заключённому между США и Польшей соглашению о военном сотрудничестве, и теперь, основываясь на значительном потеплении в отношениях между Варшавой и Москвой, наступившем после трагической аварии, в которой погибло столько представителей высшего руководства Польши, направлявшихся к мемориалу в Катыни, польское правительство во главе с премьер-министром Дональдом Туском последовательно двигается в направлении собственной «перезагрузки» отношений с Россией.

Отдельные грузинские аналитики проявили удовлетворённость тем, что Клинтон во время своего визита в Грузию открыто назвала Абхазию и Южную Осетию «оккупированными» территориями. Но слова — товар дешёвый. Пусть Тбилиси пообщается со своими коллегами с Кипра — слова (да и резолюции ООН) произносятся уже почти сорок лет, а сепаратистский режим на севере острова с весомой поддержкой в лице порядка сорока тысяч турецких солдат, в ближайшее время совершенно не собирается никуда уходить. США вовсе не будут формировать свои отношения с Россией вокруг принципа территориальной целостности Грузии, равно как они никогда не собирались делать кипрский вопрос краеугольным камнем в отношениях с Турцией. Администрация Обамы, похоже, пришла к тому выводу, что коренной пересмотр геополитической и геоэкономической ориентации соседних с Россией стран — это задача, решить которую США не смогут и не должны даже пытаться; во-первых, Вашингтону на это просто не хватит ресурсов (а Европа не захочет тянуть такое бремя), во-вторых — от Москвы всё ещё требуется сотрудничество по ряду вопросов мировой безопасности. Таким образом, применяемый подход переменился: если раньше велись активные мероприятия с целью уничтожения остававшихся в распоряжении России рычагов воздействия, то теперь работа ведётся над тем, чтобы у стран-соседок связи с Западом сохранялись в достаточном объёме, чтобы у них был приемлемый уровень самостоятельности и собственного веса в отношениях с Россией. Более того, в очередной раз проигнорировав просьбу Грузии провести перевооружение её армии и заменить утраченное в ходе свары с Россией 2008 года, администрация даёт понять, что не будет поддерживать соседей России в их борьбе против Москвы, если для самих США в этой борьбе на кону не стоит ничего или почти ничего.

Конечно, ничего постоянного в мире нет. Поездку Клинтон можно счесть и признаком наличия запасного варианта — на случай, если «перезагрузка» даст отказ. А с точки зрения Москвы нежелательно, хотя и терпимо, даже сниженное участие США в жизни Евразии (продолжение экономической поддержки Грузии, суженная программа партнёрства с Польшей в области противоракетной обороны, дальнейшее военное присутствие США в Средней Азии). Но администрация действует с намерением применять более целевой подход к осуществлению своего влияния в регоне и, похоже, готова принять как данность факт резкого усиления позиции Москвы. Так что какие бы слова ни произносились насчёт «восстановления доверия», реальности нескрыть.

 Николас Гвоздев, старший редактор National Interest, преподаёт введение в национальную безопасность в колледже Военно-морского флота США. В статье представлена исключительно его точка зрения.