Запертая «Хонда» у дома в пригороде, отсутствующая колонка в нью-йоркской газете – вот некоторые из немногочисленных следов, оставленных 10 российскими агентами, которые годами называли США своим домом.
10 лет глубоко законспирированные агенты Москвы тихо прожили под покровом лжи, обманывая соседей, коллег, а в одном из случаев даже жену.
В пятницу они вернулись в Россию. Их высылка и обмен на четырех шпионов осужденных в России, завершили этот драматический сюжет, подобного которому мы не видели со времен холодной войны.
Однако даже такая развязка, за которой наблюдали Белый дом и Кремль, и о которой договаривался сам глава ЦРУ, пролила не слишком много света на то, кем были эти таинственные агенты, и что они делали.
Знакомые считали их ничем не примечательными людьми. Они жили под такими именами как Ричард и Синтия Мерфи (Richard Murphy, Cynthia Murphy) или Дональд Хитфильд (Donald Heathfield) и вели образ жизни обычных американцев.
В четверг в федеральном суде, они сняли маски, признав свою вину в работе на иностранное государство и согласившись на немедленную высылку.
Хитфилд оказался Андреем Безруковым. Супруги Мерфи на самом деле были Владимиром и Лидией Гурьевыми.
В уютном пригороде Монтклера, штат Нью-Джерси, в котором жили Гурьевы, жители до сих пор в недоумении.
У дома припаркована Honda Civic, сообщает www.nj.com. Почтальон продолжает приносить свежие номера Financial Times.
«За подписку платит КГБ», – цитирует www.nj.com шутку соседки Гурьевых Конни Джонс (Connie Jones).
Еще одним малозаметным следствием исчезновения глубоко внедренной шпионской ячейки стало отсутствие в испаноязычной нью-йоркской газете El Diario колонки маститой журналистки Вики Пелаэс (Vicky Pelaez).
Американка перуанского происхождения, признавшаяся в четверг, что она доставляла написанные невидимыми чернилами письма, в пятницу была уже в Москве вместе со своим супругом Хуаном Ласаро (Juan Lazaro), которого в действительности зовут не Хуан Ласаро, а Михаил Васенко.
По данным нью-йоркского таблоида Daily News, сама Пелаэс тоже об этом не знала.
«Как твое имя? Как твое настоящее имя?» - якобы спрашивала она Ласаро после того, как в прошлом месяце их арестовали. Об этом Daily News сообщил ее адвокат Джон Родригес (John Rodriguez).
Газета пишет, что Пелаэс, которую выслали в Россию, считает себя жертвой обмана со стороны мужа.
В четверг ее адвокат заявил нью-йоркскому суду, что российское правительство пообещало ей бесплатное жилье и пожизненную ежемесячную пенсию в 2000 долларов, а также визы для двух ее детей.
Она вправе будет уехать куда захочет, добавил адвокат, имея в виду, что она сможет отправиться в Перу.
Все остальные арестованные за исключением Пелаэс – россияне. Некоторые из них говорят по-английски с заметным русским акцентом, некоторые успешно имитируют американское произношение.
В целом их будущее по-прежнему неясно – как, впрочем, и их прошлое.
Представители США продолжают упорно утверждать, что вреда Америке шпионская сеть не причинила.
В четверг на допросе в суде агенты признались только в самых банальных действиях, таких как встречи с российскими чиновниками или поездки по стране. Рыжая бестия Анна Чепмэн призналась также в том, что отправила с помощью ноутбука некое сообщение.
Однако драматический финал резко контрастировал с этой вроде бы безобидной историей.
Судя по всему ни Вашингтон, ни Москва отчаянно не хотели, чтобы долгие, публичные суды над 10 арестованными наносили ущерб улучшающимся отношениям между странами.
Белый дом подчеркнул исключительную важность, которую он придавал разрешению скандала, сообщив в пятницу, что со стороны Америки переговоры вел директор Центрального разведывательного управления Леон Панетта (Leon Panetta).
Президент Барак Обама, которого впервые проинформировали о шпионской сети не меньше месяца назад, «был полностью в курсе того, как развивались события», заявил представитель Белого дома.
После того, как детали были проработаны, стороны не стали терять времени.
10 американских арестантов и четыре российских были - в точности как во времена холодной войны - доставлены самолетами в Вену, откуда одни отправились в Москву, а другие – на Запад.
Нью-йоркский прокурор Прит Бхарара (Preet Bharara) объявил в пятницу, что остальные обвинения, выдвигавшиеся против 10 депортированных, сняты. Это дополнительно подчеркивает стремление США поскорее покончить с этой историей,
Окно, давшее нам редкую возможность заглянуть в мрачный мир шпионажа, внезапно захлопнулось.