Два ветерана войн разведок России и Запада говорят о невероятности того, чтобы депортированные в пятницу в Москву шпионы не замечали наблюдения ФБР, которое велось за ними на протяжении нескольких лет.
Этим, утверждают они, объясняется тот факт, что ФБР не смогло представить в суде доказательств получения "нелегалами" секретной информации. Они прекратили разведывательную деятельность, как только обнаружили за собой слежку – но сохраняли активность, чтобы отвлекать внимание ФБР, возможно, от более важных операций.
"Если вы под наблюдением, то ничего не можете сделать – вы спалились, - говорит известный бывший оперативный работник Моссада Виктор Островский (Victor Ostrovsky), отмечая, что израильтяне обучали своих агентов наблюдению и слежке на реально действовавших русских шпионах, - вы можете медленно паковать вещи и отправляться домой".
Американский ветеран контрразведки сказал по этому поводу: "Просто ума не приложу, как они не заметили слежки и не поняли, что против них ведется операция с использованием технических средств. Это действительно удивляет".
"Если это так, правда ли, что ФБР было настолько хорошо, а нелегалы настолько плохи? Если они действительно заметили в конце слежку за собой, может быть, именно это заставило часть из них попытаться покинуть страну, что спровоцировало аресты? С моей стороны это чистой воды предположение, но многое здесь просто не стыкуется".
Американские власти заявляют, что вели наблюдение, прослушивание, а также проводили обыски в домах, как минимум, части русских, делая это на протяжении десятилетия. Теоретически, говорит Островский, шпионы уже с того времени могли прекратить любые попытки вербовки американцев и сбора секретных документов.
"К нелегалам, а их иногда называют "спящими агентами", начальство относится иначе, чем к тем шпионам, которые действуют под дипломатическим прикрытием, - отмечает Островский, - чтобы сохранить свою полезность, они должны оставаться незамеченными".
"Если вы дипломат, у вас есть официальное прикрытие, и вы должны ездить, встречаться с людьми, с официальными лицами, - говорит он, - и вы знаете, что ФБР смотрит за вами".
"Но если вы нелегал, и вас раскрывают, то все, конец, с вами покончено", - добавляет Островский.
Моссад взял Островского в свое ведомство в 1982 году из ВМС Израиля. Разочаровавшись в методах его работы, Островский спустя четыре года ушел в отставку, а в 90-е годы написал две книги об этом агентстве от первого лица, в которых подверг его резкой критике.
Сегодня он живет в Скоттсдейле, штат Аризона. Ему принадлежит литературный вебсайт The Book Patch.
"Как офицера-разведчика Моссад, меня много и упорно обучали контрнаблюдению, - говорит Островский, - обнаружить слежку – это основа любой тайной операции".
"Свою технику мы оттачивали, наблюдая за советскими оперативниками, а также изучая информацию, полученную от перебежчиков из КГБ и стран восточного блока", - говорит он.
"С годами мы совершенствовали свои методы, но всегда понимали, что лидерами в этом деле являются Советы, - отмечает он, - нынешняя российская разведслужба СВР выросла из КГБ, а следовательно, вполне логично предположить, что она столь же мастерски ведет контрнаблюдение, как и организация-предшественница".
А это вызывает ряд вопросов, замечает Островский.
Например: не получили ли русские шпионы приказ из Москвы сделать вид, будто они не замечают слежки ФБР, чтобы отвлечь внимание этого ведомства от других операций?
"Нет ли другой сети, от которой они решили отвлечь внимание американской контрразведки?" – спрашивает Островский.
"Не могли ли эти люди подвести ФБР к мысли о том, что они уже не так хороши, как их предшественники? Может быть, они давали ложную информацию, заставляя ФБР верить в то, что у них нет никакой агентуры в определенных местах, хотя на самом деле ими управляла другая сеть?"
Когда шпионы были арестованы, прокуратура заявила, что предъявленное им обвинение это "лишь верхушка айсберга".