Российско-американский шпионский скандал не дает повода для беспокойства, считает Инго Маннтойфель. Скорее он порождает надежды на дальнейшее улучшение отношений между США и Россией.
На первый взгляд шпионский скандал напоминает о временах "холодной войны": США и Россия - впервые с 1986 года - осуществили масштабный обмен агентами. Всего несколько дней назад в США были арестованы десять российских шпионов - после того как за ними в течение десяти лет якобы велось наблюдение.
Но это впечатление обманчиво: нынешняя шпионская история - не признак возвращения "холодной войны" между США и Россией. Выявление агентурной сети в Соединенных Штатах не приведет и к ухудшению российско-американских отношений. Напротив - дата задержания шпионов из России выбрана не случайно. Если наблюдение за этой группой велось почти десять лет, то тогда за официальным заявлением о разоблачении российских агентов, сделанным всего через несколько дней после визита российского президента Дмитрия Медведева в Вашингтон и его встречи с президентом США Бараком Обамой, кроется четко продуманный план.
Обамовская "перегрузка" в российско-американских отношениях
Политика президента Обамы в отношении России - в отличие от его предшественника Джорджа Буша - заключается не в стремлении к изоляции и сдерживании, а, несмотря на все разногласия, к привлечению бывшей супердержавы на свою сторону. На почве совпадения интересов при решении некоторых проблем международной политики, например, таких как ядерное разоружение, по мнению Обамы, должно возникнуть партнерство с Россией, которое может способствовать достижению и других внешнеполитических целей США. В особенности Соединенные Штаты надеются на более активную поддержку со стороны России в Афганистане, а также в противодействии созданию Ираном ядерного оружия.
Эта запущенная под лозунгом "Перезагрузка российско-американских отношений" новая политика США в отношении России уже в первый год президентства Обамы позволила достичь больших успехов. Об этом свидетельствует подписание нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также более жесткая линия, проводимая Россией в отношении Ирана. Новая политика США встречает понимание в Кремле прежде всего потому, что после того, как разразился финансовый кризис, российское руководство осознало, что модернизировать страну и интегрировать ее в глобальную экономику оно сможет лишь с помощью западных государств. Для Москвы большое внешнеполитическое значение имеют американские инвестиции и особенно поддержка президента Обамы в вопросе о вступлении России в ВТО.
С чистого листа
Так что именно в рамках этого нового стратегического курса российско-американских отношений и следует рассматривать нынешний шпионский скандал. Ведь разоблачение крупной сети российских разведчиков в США и оперативный обмен агентами станет однозначным сигналом к "перезагрузке" и в этой чувствительной области, в которой задействованы спецслужбы. США положили конец масштабным, длившимся десять лет действиям российской разведки и теперь ожидают снижения подобной активности на своей территории.
Впрочем, не стоит рассчитывать на то, что Россия полностью прекратит разведывательную деятельность в США. Так, согласно данным немецкого Федерального ведомства по охране конституции, несмотря на хорошие российско-германские отношения, российские агенты в Германии чрезвычайно активны. Тем не менее сигнал к "перезагрузке", исходящий от нынешнего шпионского скандала, будет наверняка воспринят президентом Медведевым как знак к продолжению работы над новым форматом российско-американского сотрудничества.