Обмен, на который администрация Обамы пошла, стремясь как можно быстрее замять недавний русский шпионский скандал, - это шаг неразумный и на то есь много причин.
Понятно и совершенно правильно, что президент Барак Обама ставит общую перспективу отношений между Россией и США выше вопроса о том, проведут ли несколько российских шпионов часть своей жизни за решеткой.
Кампания по «перезагрузке» была превосходной идеей; плохо только, что никто в нашем госдепартаменте не смог правильно написать это слова по-русски, когда секретарь Хиллари Клинтон дарила эту «кнопку» российскому премьер-министру. Но есть же какая-то грань между стремлением к взаимовыгодным отношениям и безудержным потаканием партнеру.
История отношений между США и Россией свидетельствует о том, что здесь лучше всего срабатывает уважительная, но твердая позиция. Прежде всего, Москва идет на соглашение только в ситуациях, когда ее выгода соблюдена, как ей представляется, по меньшей мере, на 50%, а вовсе не потому, что мы такие славные ребята. Единственный результат, который мы получили, выпустив, не прошло и нескольких дней, всех этих глубоко законспирированных сотрудников российской разведки, - это показали премьер-министру старому сотруднику КГБ Владимиру Путину, что Обама – легкая добыча, потому что думает лишь о том, как бы случайно не обидеть Россию.
Помимо ненужного политического смысла этого жеста, поспешный обмен заявляет правительству России и российской службе внешней разведки СВР, что шпиону ничего не угрожает, если его поймают за руку в Америке.
Разведка любого государства, включая и российскую, принимая решение о проведении той или иной конкретной шпионской операции непременно учитывает «фактор риска». Каковы будут последствия, если все раскроется?
Засылка «нелегалов» – то есть агентов, живущих под видом граждан третьей страны, открыто не связанных с российским посольством или консульствами в Америке – в норме могла бы расцениваться Москвой как операция с высокой степенью риска, поскольку эти российские граждане не имели дипломатического иммунитета на случай разоблачения. Разоблачение даже одного, и уж тем более одиннадцати ваших сотрудников, работающих под глубоким прикрытием, когда им угрожают десятки лет тюремного заключения – скандал в прессе и неприятности сотрудникам СВР, казалась, обеспечены. Но теперь Обама просто сказал СВР: «Ребята, в Америке шпионам не грозит никакого наказания. Если мы вас схватим, то просто отпустим, чтобы не пострадали наши отношения «в общем плане».
Осуществляя эти аресты мы, безусловно, проявили необходимую вежливость по отношению к России, которая показывает, что мы не хотим вредить нашим политическим отношениям с Россией.
Мы подождали, пока российский президент Дмитрий Медведев совершал визит в Америку. Мы подождали, пока завершится встреча «Большой двадцатки» в Канаде. Мы даже не стали называть имен и настаивать на высылке российских дипломатов, которые, очевидно, были замечены в общении с этими нелегалами (Будем надеяться, Государственный департамент хотя бы сказал российскому послу, что некоторые из его дипломатов должны без шума покинуть Америку). А если говорить о морали, - что должны чувствовать сотни особых агентов ФБР, потратившие тысячи часов на проработку материалов по этим делам?
По сообщениям газет, число сотрудников российских спецслужб в Америке и Западной Европе уже вернулось к уровню Холодной войны. Сейчас Обама показал России, что не проблема, даже если мы схватим вас за руку. Делайте, что хотите - дерзайте.
Обычно, когда разведслужба допускает настолько грубый промах, как сейчас, это становится сигналом к немедленному сворачиванию всех операций в этой стране, возможно, на несколько месяцев, пока не удастся выяснить, в чем тут дело. Сотрудники СВР, сразу же отправленные домой в Москву, очень кстати окажутся на месте, чтобы помочь в проведении подобного расследования.
Не зная, в чем они были замешаны – а это, конечно же, было нечто большее, нежели «внедрение в местные родительские комитеты», - я не могу утверждать, что этих людей стоило непременно десятилетиями держать в тюрьме. Впрочем, годик-другой, проведенный за решеткой до совершения подобного обмена, стал бы убедительным ответом Путину и СВР. К тому же, если газетные сообщения точны, четыре человека, освобожденные из российских тюрем в обмен на этих десятерых, похоже, не в таком уж и восторге от этой сделки. (Одиннадцатый подозреваемый, задержанный на Кипре, все еще разгуливает на свободе, после того, как его выпустили из заключения под залог).
Обама, вне всяких сомнений, неглупый человек; но, определенно, умники из его спецслужб и политологи, специализирующиеся на изучении России, дали ему не лучший совет в вопросе о том, как поступать с подобными шпионскими проказами.
Джин Койл тридцать лет работал в ЦРУ, в настоящее время в отставке. Большую часть служебной карьеры специализировался на операциях, связанных с Россией. Награжден ЦРУ медалью «За заслуги». В настоящее время стажируется в университете в Индиане. Автор двух романов о шпионаже.