Британская газета Financial Times сообщает, что «США задержали 12-го русского в ходе расследования шпионского дела». Сотрудник администрации США отметил, что задержанный, чье имя пока еще не было названо, не обвиняется в преступной деятельности. Федеральному бюро расследований было «известно» о существовании этого человека с момента его приезда в Соединенные Штаты в октябре 2009 года, и считается, что он был связан с 10 русскими агентами. Этот человек был задержан в связи с нарушением иммиграционных правил, и его дело было «тщательно изучено». Чиновник отметил, что американские власти привлекли бы его к судебной ответственности, если бы это было возможно. Пока что этот последний арест вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов.
А газета The Guardian сообщает о том, что российских агентов, доставленных в пятницу в Москву, до сих пор допрашивают сотрудники СВР. В статье также говорится о том, что может ожидать этих людей после того, как СВР закончит разбираться с причинами их провала. В материале приводится мнение специалиста по разботе разведки и редактора сайта agentura.ru Андрея Солдатова, заявившего, что, скорее всего, тайные агенты так и останутся тайными агентами. «Наверно, они станут инструкторами в академии СВР — это что-то вроде кладбища агентов, депортированных из других стран», — прокомментировал он.
Агентство Associated Press поведало историю о том, как правнучка советского генсека Никиты Хрущева Нина Хрущева преподавала теорию СМИ и культуры одному из российских шпионов, действовавшему в США под именем Ричарда Мерфи. По утверждению Хрущевой, Мерфи — на самом деле Владимир Гурьев — «говорил с сильным русским акцентом и имел крайне неудовлетворенный, типично русский взгляд на жизнь». «Я знала, что он не американец. Я знала, что все это очень странно», — прокомментировала она, однако в тот момент, не стала никому говорить о своих подозрениях.
Комментатор газеты New York Times Томас Фридман, бывший в отпуске, когда разразился шпионский скандал, вернулся на работу и опубликовал авторскую колонку «Шпионы, которые нас полюбили». Мысль Фридмана сводится к тому, что «русским от американцев нужно только то, чего красть не надо. И это именно то, что нам нужно холить и лелеять, хотя в последнее время мы этим не занимались: открытость иммиграции, великолепное образование, культура инноваций и финансовая система, нацеленная на творческую деструкцию, а не на “деструктивное творчество”». Кроме того, он считает, что тот факт, что русские по-прежнему шпионят за США, не делает Америке чести. «Волноваться надо из-за тех стран, которые побеждают нас на нашем же поле, у которых лучше, чем у нас, учителя, чиновники, клиенты сберегательных касс, инвесторы и инноваторы, а не шпионы», - пишет обозреватель газеты.
Вслед за публикацией выступления российского президента Дмитрия Медведева, заявившего в понедельник вечером, что Иран близок к возможности производить ядерное оружие, представители иранского руководства выступили с опровержениями. Агентство AFP передает, что Иран назвал заявления России о его ядерной программе «не соответствующими действительности». Агентство цитирует министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки, заявившего: «Недавние высказывания Медведева на тему иранской атомной программы абсолютно не соответствуют действительности. Мы не знаем, в чем цель этих высказываний, что за ними стоит... Но наша позиция ясна: мы только отстаиваем свои права, и ничего больше. Россия – наш сосед, и мы хотим поддерживать с ней хорошие отношения, но мы критически относимся к ее позиции по ряду вопросов».
А агентство Reuters передает слова иранского парламентария, заявившего, что Запад «манипулирует» Москвой. «Такая могучая страна как Россия не должна позволять разведкам Америки и Британии собой манипулировать, - заявил Алаэддин Боружерди, возглавляющий комитет иранского парламента по внешней политике и национальной безопасности. - Утверждения Медведева основываются на недостоверной информации, собранной западными агентами».
Следует отметить, что далеко не все верят в разрыв отношений между Россией и Ираном. Московский собкор французской газеты Le Figaro пишет о том, что, несмотря на то, что риторика Москвы в отношении Тегерана становится все более жесткой, Россия на самом деле вовсе не намерена расставаться с таким удобным союзником как Иран. «Сегодня министр энергетики страны Сергей Шматко проведет встречу со своим иранским коллегой Массудом Мирказеми. Газпром рассчитывает на подписание договоров по разработке месторождений Азар и Южный Парс. Кроме того, этим летом Россия должна поставить в Иран элементы для строительства Бушерской АЭС, что вызывает немалое раздражение американских консерваторов… При этом Москва откровенно недовольна тем фактом, что Вашингтон и Брюссель приняли ряд дополнительных санкций против Тегерана вне рамок ООН.», - подчеркивает журналист.
В испанской газете El Pais опубликована информация о том, что «Считавшийся пропавшим иранский ученый объявился в посольстве Пакистана в Вашингтоне». Речь идет об иранском физике-ядерщике Шахраме Амири, исчезнувшем в ходе паломничества в Мекку летом прошлого года. Тегеран обвинял США в похищении ученого, американские власти отрицали подобные действия, однако в конце марта американская телекомпания ABC выступила с утверждением о том, что похищение (или побег) Амири было организовано ЦРУ. За этим последовала публикация ряда загадочных видео с участием Амири или людей, выдававших себя за него, но теперь иранский ученый находится в посольстве Пакистана, представляющего в Вашингтоне интересы Тегерана, и готовится вернуться домой.
В связи с Ираном стоит заметить и еще одну интересную статью, опубликованную недавно на портале Middle East Online. Статья называется «Арабские страны и Иран – нет основ для сотрудничества». Ее автор рассматривает на примере Евросоюза список необходимых для успеха регионального объединения факторов и мотивов, действующих на объединяющиеся страны. Затем он обращается к вопросу возможного объединения арабского региона, и пишет, что камнем преткновения в данном случае является Иран. «Иран и арабские страны редко стоят на одинаковых позициях, их отношения полны взаимного скепсиса, и это ясно всем. Перспективы ирано-арабской интеграции зависят от того, сменится ли экспансионистский курс Ирана, а также от идеологического содержания иранской политики, особенно во всём, что касается фигуры Ахмадинежада».
Канцлер Германии Ангела Меркель отправилась сегодня в Екатеринбург, на встречу с российским президентом Дмитрием Медведевым. В этой связи издание Frankfurter Rundschau публикует интервью с экспертом по Восточной Европе Штефаном Майстером, который считает, что Германия, наконец, должна начать активнее участвовать в российской политике Евросоюза. Эксперт говорит, что с тех пор, как к власти в Германии пришла черно-желтая коалиция, Россия ушла из списка приоритетов внешней политики Берлина. Совершенно очевидно, что на настоящий момент Германия беспокоится о России меньше, чем в прошлом – примерно как французы или итальянцы. Однако политика ЕС в отношении России может функционировать лишь тогда, когда в ней принимает активное участие Германия. Германия – крупнейшая экономика ЕС и наиболее активный экономический игрок в отношении России.