Один из стандартных штампов любого агрессивно настроенного националиста заключается в том, что другие страны однозначно порочны, безнравственны, безобразны, иррациональны, некомпетентны, причем порой все вместе. В большинстве случаев такого рода типичную демонизацию остальных мгновенно распознает любой студент-первокурсник с факультета психологии: чтобы эффективно разжигать ненависть по отношению к врагу, его надо изображать крайне чуждым и недобрым. Одним из ярких проявлений такого отношения стало заявление агрессивного милитариста Ральфа Питерса (Ralph Peters) из New York Post. Этот совершенно невменяемый, но очень известный американский поджигатель войны как-то раз буквально назвал афганцев «чужими» и заявил, что поскольку они во всех отношениях инопланетяне, то у нас не должно быть никаких угрызений совести по поводу того, что мы устроили им массовую бойню.
Не вызвав ни у кого никакого удивления, ряд американских консерваторов и профессионалов-русофобов разных мастей использовали такую тактику демонизации и в отношении русских благодаря недавнему шпионскому скандалу. Эти люди думают, что приводящее в замешательство разоблачение нелегалов в США «доказывает» одно: Россия Владимира Путина это яркий пример полного и абсолютного провала; это государство, неспособное выполнять даже самые основные свои функции. А отсюда следует невысказанный, но самоочевидный вывод о том, что более «демократическая» и «свободная» система проявила бы себя намного лучше.
Идеальный пример такого направления «научной мысли» представил на страницах канадской Globe and Mail испанско-перуанский автор Альваро Варгас Льоса (Alvaro Vargas Llosa), написавший статью под названием «A spy ring's mediocrity exposes Russia's decadence» (Бездарность шпионской сети говорит об упадке России). Главная мысль статьи (если таковая вообще имеется в этой самодовольной галиматье) заключается в следующем замечании: вся эта история со шпионами «показывает, насколько неработоспособным стало российское государство. Эти жалкие агенты подтверждают наличие глубокой пропасти между иллюзорными неоцаристскими представлениями о величии и действительностью страны, которую по экономическим и техническим достижениям обогнали многие ее азиатские конкуренты. Какой бюрократ позволит русскому агенту, говорящему на испанском с мощным славянским акцентом, выдавать себя за уругвайца, как это делал в США один из арестованных сотрудниками ФБР, называвший себя „Хуан Ласаро"?» Да уж, действительно, какой бюрократ.
В этом идиотском нравственном самодовольстве и пустопорожних проповедях Льосы налицо полный диссонанс сознания. Очевидно, его нельзя беспокоить напоминаниями о том, что у живого сердца мировой свободы — Соединенных Штатов — также случались позорные проколы со сбором разведывательных данных, причем совсем недавно. И эти проколы были поважнее, и привели он к гораздо более значительным последствиям! Наверное, все об этом забыли, и совершенно ни к чему об этом вспоминать, но какая истерия и вакханалия царили в Америке в первые несколько лет после событий 11 сентября! Тогда возник этот совершенно незначительный и неважный вопрос о несуществующем иракском оружии массового уничтожения, которое «обнаружили» наши легионы секретных агентов. Помните об этом? Кажется, это было век назад, не правда ли? Потратив буквально миллиарды долларов на спецоперации по проникновению внутрь саддамовского режима, секретные службы США полностью провалили это задание. Со временем наши разведчики, а также хорошо оплачиваемые агенты многочисленных американских союзников, включая Британию и Германию, выдали отвратительную мешанину из слухов, полуправды, инсинуаций и целенаправленных фальсификаций, которая прямым путем привела к войне, в ходе которой сотни тысяч людей были уничтожены, а миллионы стали беженцами. Ура!
На самом деле, если результаты работы секретных служб страны являются непосредственным показателем состояния здоровья ее государственного правления (что крайне сомнительно, но давайте поддадимся этой иллюзии хотя бы на секунду), то Америка в большой, очень большой беде, и в гораздо более плачевном состоянии, чем Россия. Для ЦРУ, по всем показателям, полной неожиданностью стал целый ряд событий, напрямую затронувших наши интересы. Это и беспорядки в Иране, и российско-грузинская война, и недавние волнения в Киргизии. ЦРУ и американские службы безопасности были совершенно очевидно причастны к неудавшемуся плану свержения Уго Чавеса в 2002 году. Тот заговор был сорван благодаря неожиданно массовому народному сопротивлению. Когда ЦРУ забывает, как надо устраивать перевороты в Латинской Америке (а это, по сути дела, те операции, для которых данное ведомство предназначено по умолчанию — ведь в прошлом оно проводило их десятками), это свидетельствует о том, что его уровень действительно падает. Ну, может быть, это просто неблагодарное злопыхательство, но есть ведь и еще одна мелочь, касающаяся того, что американские спецслужбы так и не схватили пока Усаму бен Ладена. А ведь это вроде бы стало главной причиной для нашего вторжения в Афганистан, где на сегодня погибли сотни американских солдат.
Об этом и говорить-то даже не следует, но я отнюдь не пытаюсь оправдать поведение законсервированных агентов СВР, которых столь легко разоблачило ФБР. Будь я российским гражданином, меня, конечно, очень бы разозлило то, что мои налоги идут на обустройство комфортной жизни в городских предместьях для целого ряда агентов, не приносящих никакой пользы, особенно когда Россия по-прежнему переживает огромное множество социальных, экономических и демографических проблем. Тем не менее, поскольку неповоротливая и перегруженная высокопоставленными чиновниками российская политическая система все же реагирует со временем на обнаруженные серьезные провалы, можно полагать, что некоторые из ее операций, осуществляемых Службой внешней разведки, станут предметом пристального внимания и тщательных проверок — хотя бы для того, чтобы избежать неловкости и конфузов в будущем. Кремль, похоже, задел тот непрофессионализм, с которым была проведена эта операция. И мне кажется, что новых примеров такого рода мы уже не увидим. Я нисколько не удивлюсь, если кого-то из кремлевской администрации уже направили в СВР с указанием свернуть остальные операции такого рода или, по крайней мере, сделать так, чтобы они отвечали хотя бы минимальным требованиям профессионализма.
Не будет преувеличением сказать, что когда ученые будущего станут писать книги по истории, им придется уделить значительное внимание никуда не годной деятельности западных разведслужб за последнее десятилетие — причем не только в Ираке, но и в других горячих точках. Эти неудачи имели огромные последствия для сотен миллионов людей, населяющих Ближний Восток, поскольку неумелая оккупация Ирака отразилась на них в полной мере. Провалы разведки и их побочные эффекты также создали крайне неблагоприятные последствия для наших дипломатических отношений с такими странами, как Турция. Мне это кажется намного более важным, чем тот факт, что Кремль профукал пару миллионов долларов. Не будет также большим преувеличением сказать, что когда ученые будущего станут писать книги по истории, они вряд ли уделят большое внимание Анне Чапман с ее фотографиями в Facebook — несмотря на всю ее соблазнительность.
Такое несопоставимое отношение к провалам разведок Америки и России (черт возьми, у нас такой некомпетентной разведслужбы просто быть не может!) довольно наглядно демонстрирует ту узколобость, близорукость и ограниченность, с которой мои соотечественники оценивают внешний мир. Оно также говорит о полном отсутствии видения перспективы и самоанализа у нашего болтающего класса.