Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выход на длинную дорогу к свободе

О том, как создавалась Декларация о государственном суверенитете Украины — один из ее творцов Владимир Василенко

Украина выборы урна
Украина выборы урна
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ровно 20 лет назад, 16 июля 1990 года, Верховный Совет Украинской ССР практически единогласно принял документ, который стал мощным сигналом украинскому народу и всему миру: наша Отчизна однозначно выходит на путь восстановления утраченной государственности!

Ровно 20 лет назад, 16 июля 1990 года, Верховный Совет Украинской ССР практически единогласно принял документ, который стал мощным сигналом украинскому народу и всему миру: наша Отчизна однозначно выходит на путь восстановления утраченной государственности!

Двадцать лет — это такой срок для истории, когда, с одной стороны, уже есть определенное временное расстояние, необходимое для широких обобщений («течение эпохи» уже поработало над тогдашними реалиями, многое изменив в них), а с другой стороны — еще свежи яркие и непосредственные впечатления о тех событиях у их наиболее активных участников. К их числу, бесспорно, принадлежит один из постоянных авторов и экспертов «Дня», доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины Владимир Василенко. Мы попросили известного правоведа, дипломата и общественного деятеля поделиться своими воспоминаниями о памятных днях весны и лета 1990 года.

— Глубокоуважаемый Владимир Андреевич! Начнем, с вашего позволения, «с личного». Каким было ваше непосредственное участие в процессе подготовки (усовершенствования, шлифования) Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июля 1990 года? А затем, очевидно, стоит перейти к вопросам общего плана...

— В первой половине 1990 года, то есть в те месяцы, когда зарождалась сама идея Декларации, я был профессором Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко, а кроме того — главным научным консультантом Президиума Верховного Совета УССР и комиссии Верховного Совета по иностранным делам. И я просто не мог остаться в стороне от событий.

Напомню, что время было необыкновенное. 4 марта 1990 года состоялись первые за много десятилетий относительно (частично) демократические выборы в Верховный Совет УССР. Украина находилась «в вихре» демократизации и стремительных изменений. И, как логическое следствие, возникла идея (были и попытки ее реализации) — привести действующую на тот момент Конституцию УССР в соответствие с новыми реалиями. Эта работа уже начала осуществляться, однако шла довольно тяжело.

В апреле 1990 года, еще до того как началась работа Верховного Совета нового, 12-го созыва, я встретился с Иваном Зайцем, который только что был избран депутатом. Мы пришли к такому общему мнению: поскольку из имеющейся старой Конституции УССР едва ли выйдет что-то путное, то, очевидно, лучше позаимствовать опыт стран Балтии, Азербайджана, Грузии, парламенты которых к тому времени уже приняли акты о государственном суверенитете. Эти акты имели разные названия и разное содержание. В Латвии и Эстонии были приняты «Декларации», в Литве — «Акт», в Азербайджане — «Конституционный Закон», в Грузии — «Постановление». В документах, принятых в прибалтийских республиках и Грузии, речь шла о восстановлении их государственности, учитывая незаконность их включения в Союз ССР, а в азербайджанском законе — практически только о расширении суверенных полномочий республики в составе СССР.

И. Заец считал, что Верховный Совет должен принять документ, который бы имел «азербайджанское» название и «прибалтийское» содержание. Учитывая существующие в Украине реалии, я отнесся к этой идее несколько скептически, поэтому вскоре подготовил проект декларации о государственном суверенитете Украинской ССР. Для меня это не составило труда, поскольку тема моей кандидатской диссертации (1965 год) была следующей: «Основы международной правосубъектности Украинской ССР»; в ней анализировались вопросы реализации Украиной ее суверенитета в ХХ веке.

— В чем же причина этого? Ведь Закон, по определению, имеет большую юридическую силу, чем Декларация, пусть даже самая торжественная?

— Дело в том, что при сопоставлении: какой документ в тех конкретных условиях (а Украина, напомню, еще находилась в составе СССР) будет более «проходным», пришли к выводу, что им будет Декларация. Хотя сначала, перед этим, планировалось создать рабочую группу по выработке именно Закона. Но в конце концов решили, что смешанная (из депутатов, ученых и работников юротдела Секретариата ВС) рабочая группа, которую возглавил С. Дорогунцов, будет разрабатывать именно Декларацию. Она начала работать (весьма интенсивно) в мае 1990 года. Были споры, иногда очень острые.

— Как дальше проходил процесс подготовки Декларации?

— Проект, разработанный рабочей группой, был потом одобрен Президиумом Верховного Совета, и 28 июня 1990 года представлен на рассмотрение сессии. Председательствовал на заседании Владимир Ивашко, тогда — Председатель Верховного Совета УССР. Депутат С. Дорогунцов представил ключевые положения проекта Декларации; и началось ее обсуждение. От проекта Декларации, внесенного от имени Президиума, в итоге мало что осталось после горячей дискуссии на пленарных заседаниях Верховного Совета и его постоянных комиссий. Документ стал менее коротким и более структурированным, он приобрел черты программы (или же модели) постепенного создания независимого государства.

Конечно, текст Декларации стал предметом компромисса вследствие острого противоборства; подчеркну, что голосовалась буквально каждая фраза каждого раздела, и только после этого ставился на голосование раздел в целом.

Итоги голосования 16 июля 1990 года: если руководствоваться официальной стенограммой заседания, «за» Декларацию проголосовало 355 депутатов, «против» — 4, «воздержался» — 1. Согласно уточненным данным, соотношение голосов было таким: «за» — 357, «против» — 3, «воздержалось» — 0, не голосовало — 26. Кроме того, впоследствии 17 депутатов обратилось с официальными заявлениями засчитать их голоса «за».

В отличие от стран Балтии и Грузии, с одной стороны, и Азербайджана и других союзных республик, последовавших его примеру, с другой, Украина избрала свой собственный путь, создав инструмент эволюционного восстановления своей государственной независимости путем трансформации существующих органов советской государственности в институты настоящего суверенного демократического правового национального государства европейского типа.

— Чем объяснить удивительный феномен: эту модель, эту Декларацию поддержали депутаты, подавляющее большинство которых были членами КПСС?

— Дело в том, что СССР только казался монолитом (по крайней мере, в 1990 году это стало понятно практически всем). С начала своего основания Союз из-за своей внутренней природы был саморазрушающейся системой, которая в конце ХХ века исчерпала свой ресурс и проявила свою неэффективность, что и привело к ее быстрой деградации и дезинтеграции; экономическое соревнование с капитализмом было явно проиграно, колоссальным было отставание от передовых стран. Это понимало руководство КПСС, что и было основной причиной инициированной М. С. Горбачевым перестройки. Тем не менее он хотел реформировать систему, которая не подлежала реформированию (и к тому же не имел четкого плана реформ); это повлияло на весь дальнейший ход событий.

Если же брать проблему в контексте именно Украины, то следует заметить, что она всегда была «ключевым звеном», «жемчужиной» в имперской короне. Поэтому часть системы, которая укоренилась в Украине, имела больший запас прочности, чем где бы то ни было. Без понимания этого сложно разобраться в коллизиях современности и нашей новейшей истории. Напоминаю, что из 442 депутатов Верховного Совета, избранного 4 марта 1990 года, 380 были членами КПСС.

Другое дело, что это коммунистическое большинство изначально не было монолитным: его фракция в Верховном Совете насчитывала 239 депутатов, но и ее можно было условно разделить на «импер-коммунистов» и «суверен-коммунистов». Ей противостояла Народная Рада в составе чуть более 100 депутатов во главе с академиком Игорем Юхновским.

В отличие от группы 239-ти, Народная Рада была в момент обсуждения и принятия Декларации более сплоченной, консолидированной, и, главное, намного более активной. Достаточно сказать, что на рассмотрение Верховного Совета во время пленарных заседаний в его постоянные комиссии вносились альтернативные проекты. Это проекты Декларации, которые разработали: Ю. Гнаткевич, С. Головатый (в соавторстве с кандидатом юридических наук И. Тимченко), С. Семенец и Т. Яхеева, С. Хмара, М. Косив, И. Заец и Л. Скорик, И. Валеня, Л. Лукьяненко, депутатская группа «Независимость» (состояла из членов УХС).

Справедливости ради следует признать, что выдающуюся роль в принятии Декларации сыграл Иван Степанович Плющ, тогдашний первый заместитель Председателя Верховного Совета УССР (он вел заседания в те дни вместо В. Ивашко, который отбыл в Москву и был избран заместителем Генерального секретаря ЦК КПСС; многие депутаты квалифицировали его внезапную отставку как бегство, и это прибавило немало голосов сторонникам Декларации). Если бы не он, то мы бы не имели текста Декларации в таком виде, который имеем сейчас. И. Плющ подходил к организации обсуждения сугубо по-деловому, не давал заниматься демагогией, отвергал нерациональные предложения и в то же время обеспечивал соблюдение демократических правил принятия текста Декларации.

Огромную, колоссальную, я бы сказал, работу осуществила комиссия Верховного Совета по вопросам государственного суверенитета, которую возглавлял Николай Александрович Шульга. Он взвешенно, объективно и беспристрастно подходил к учету многочисленных поправок в ходе выработки консолидированного текста Декларации, хотя некоторые из них не вызывали у него симпатий. Кроме того, проявил колоссальную толерантность и трудоспособность, в отдельные моменты, работая почти круглосуточно и простояв около 20 часов на трибуне при обсуждении и принятии поправок к Декларации.

— Обратимся, хотя бы коротко, к самому тексту Декларации. Какими были ее «краеугольные камни» и «болевые точки» обсуждения?

— Трудно ответить на вопрос о «краеугольных камнях», поскольку каждый раздел Декларации, а их всего десять, по-своему важен, они взаимодополняют друг друга, составляя единое системное целое. Декларация определила государственный суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях». Ее разделы I—VI ориентировали на преобразование УССР в суверенное национальное государство, в котором источником власти является не КПСС, а народ Украины, государственная власть осуществляется не тоталитарно, а по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваются права и свободы человека, все национальные природные ресурсы являются собственностью народа Украины и используются для удовлетворения материальных и духовных потребностей ее граждан и развития самостоятельной национальной экономики на основе уважения ко всем формам собственности.

Следующие разделы VII—Х посвящены обеспечению экологической безопасности, культурному развитию, созданию собственных вооруженных сил Украины и ее участию в международных отношениях. Иначе говоря, Декларация конкретно определила важнейшие сферы и направления развития Украины как полноценного независимого государства.

Болевыми точками обсуждения стали положения Декларации, которые определяли, так сказать, ее «идеологию» и целевое назначение. Так, например, острая борьба велась вокруг названия и заключительной части Декларации, положений о самоопределении украинской нации, развитии национальной государственности, права на собственные вооруженные силы. Это было обусловлено тем, что от решения упомянутых вопросов зависело, будет ли ориентировать Декларация на сохранение УССР в составе СССР или на ее превращение в свободное, демократическое, независимое государство.

— В Декларации объявлялось намерение Украины «стать постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех безъядерных принципов»...

— Признаюсь вам, что автором этой формулировки был я. Цель ее включения в официальный текст состояла в создании политико-правового основания для будущего выхода Украины из состава СССР. Вполне очевидно, что реализация Украиной этого намерения неизбежно поставила бы на повестку дня необходимость ее выхода из состава СССР, который к тому времени был ведущим членом Варшавского военного-политического блока и мировой ядерной силой.

Кроме того, это снимало возможные проблемы с признанием Западом нашей независимости, ведь мы соответствовали бы так называемым принципам Бейкера, согласно которым новая независимая страна должна не иметь территориальных претензий к соседям, не претендовать на обладание ядерным оружием, должна руководствоваться принципами рыночной экономики и уважать права человека.

К сожалению, цели и содержание этих положений Декларации были искажены и использованы нынешней властью в угоду руководству Российской Федерации и в ущерб коренным жизненно важным интересам Украины, для обоснования ее внеблокового статуса. Такая «самоизоляция» Украины оставляет ее наедине с Россией и представляет особую угрозу в сочетании с откровенно антиукраинским гуманитарным курсом режима Януковича, направленным на разрушение идентичности украинской нации — системообразующей составляющей Украинского национального государства. Действуя таким образом, нынешняя власть закладывает разрушительную мину под независимую государственность Украины, инструментом достижения которой стала Декларация.

Украинская общественность должна осознавать эту опасность и уже сегодня ей противодействовать.

— В чем заключается историческое значение Декларации?

— Декларация была не случайным явлением, а исторической закономерностью, которая отражала извечное стремление украинцев к свободе и справедливости.
Декларация стала мощным толчком и политико-правовым основанием восстановления государственной независимости Украины, свидетельством того, что жертвенность миллионов украинцев, погибших в борьбе за свободу Украины, не была бесполезной.

Принятие Декларации не только ускорило, но и сделало неизбежным распад «империи зла» и исчезновение с исторической арены преступного тоталитарного коммунистического режима.

Восстановление независимой государственности Украины и крах СССР вызвали радикальные геополитические изменения в Европе и мире и знаменовали торжество исторической справедливости.

Подытоживая, скажу: в конкретных непростых исторических условиях Декларацией были заложены реальные механизмы построения независимого государства и выхода Украины из состава СССР. И в этом ее огромное историческое значение.

P. S. Как дальше реализовывались и трансформировались положения Декларации — это тема отдельного разговора. Важно одно: вспомнить о 20-й годовщине ее принятия не формально, а ради честного, откровенного анализа тогдашнего и нынешнего положения дел, чтобы сделать необходимые выводы.