Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин и бывший министр обороны Германии Фолькер Рюэ опубликовали в газете Suddeutsche Zeitung статью под названием «Сближение России и НАТО – веление времени». Они пишут: «Россия должна стать частью НАТО. Прочный мир может быть обеспечен только на основе неделимой безопасности, а не за счет обособления России». В качестве причины для такого сближения Рогозин и Рюэ называют общие интересы и общие проблемы – терроризм, растущую угрозу применения ракет с ядерными боезарядами, дальнейшее распространение оружия массового уничтожения и нестабильность на Ближнем Востоке. Эксперты считают, что «НАТО не сможет справиться ни с одной из своих будущих задач без России, тем более выступая против России». Они пишут, что «необходимо с соблюдением всех правил пригласить Москву занять место за общим столом, и сделать это надо не для того, чтобы поочередно находить ошибки друг у друга. Это нужно сделать для того, чтобы можно было вести постоянный открытый диалог и принимать общие решения. Этот диалог должен выливаться в совместные проекты – например, в создание совместной противоракетной обороны или в подготовку совместных инициатив в области контроля над вооружениями».
Теме сотрудничества НАТО и России посвящены и две статьи, опубликованные в итальянском издании Il Sole 24 Ore. Первая статья, опубликованная 15 июля, написана профессором международных отношений Джорджтауновского университета и старшим научным сотрудником Совета по международным отношениям Чарльзом Купчаном. Статья называется «Россия и НАТО – брак по расчету». Купчан прямо пишет, что Россия должна стать членом НАТО и приводит для этого пять фундаментальных причин: (1) опыт показывает, что сотрудничество с бывшими врагами оказывается очень эффективным; (2) это станет логичным завершением расширения военного блока, начавшегося по окончанию холодной войны; (3) членство России жизненно необходимо для трансатлантических отношений между США и Европой; (4) включение России позволит таким странам, как Грузия и Украина присоединится к НАТО, не вызывая при этом гнева Москвы; и (5) членство России позволит евроатлантическому сообществу переключиться со своего собственного «заднего двора» на более глобальные проблемы.
Сегодня в газете появился и отклик на статью американского эксперта, написанный редакционным коллективом издания. В нем говорится о том, что Италия всегда выступала за участие России в построении мировой структуры безопасности, и именно итальянское правительство стояло у истоков Совета Россия-НАТО. В материале говорится о том, что мировая безопасность усилится, если почти все страны северного полушария станут участниками соглашения, определяющего основные вопросы стратегии безопасности.
В газете Washington Post опубликована статья обозревателя Дэвида Игнатиуса «В российско-американских отношениях наступает потепление?» Материал начинается словами: «В июле нам всем напомнили о шпионском наследии «холодной войны», которое до сих пор маячит над российско-американскими отношениями, подобно мрачной серой пелене тумана. Но вот странное совпадение — тогда же мы увидели крайне наглядное подтверждение реальности стратегической «перезагрузки» в российско-американских отношениях: перехода от нескрываемой неприязни к партнёрству, проявляющемуся, по меньшей мере, от случая к случаю. Что же из этого отражает реальность? Ведь в нашу эпоху страны говорят о сотрудничестве, а сами засылают друг к другу шпионов, чтобы те вынюхивали их секреты». Игнатиус приводит примеры нового сотрудничества между Москвой и Вашингтоном, и завершает свои размышления так: «Перед Россией и Америкой стоит выбор: как воспользоваться этим новорожденным партнёрством. Если Обама проявит смелость, то он поможет России превратиться в по-настоящему современное государство, где журналистам не угрожают за вызов власть имущим, энергоносители не применяются в качестве оружия в экономических войнах, а запугивание соседей отошло в прошлое».
А вот Евгений Иванов, выпускающий в США свой The Ivanov Report, считает, что история с высылкой 23-летнего россиянина, работавшего в компании Microsoft, - это попытка ФБР что-то донести до русских американцев – и это послание никак нельзя назвать обнадеживающим. Звучит оно так: «Остерегайся, русский шпион! Не ищи работу, получай пособие по безработице – это лучший способ для сохранения "крыши". Получение высокооплачиваемой работы, особенно в "сфере финансов и СМИ", может стать для ФБР сигналом о том, что ты начинаешь свое дело».
Вопросу отношений посвящена и статья директора Американского еврейского комитета Дэвида Харриса, опубликованная в газете International Herald Tribune. Она называется «Пережиток холодной войны необходимо отменить». Речь идет о поправке Джексона-Вэника, которая до сих пор лишает Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле. Харрис пишет, что «Вашингтон подает Москве неправильный сигнал, особенно теперь, когда отношения между странами улучшаются, а сотрудничество по ряду насущных вопросов, таких как иранская ядерная программа, укрепляется… Отменить поправку Джексона-Вэника – значит признать, что свобода эмиграции - цель, ради которой она была введена в 1974 году - достигнута. Это продемонстрирует, что наше слово в этом вопросе чего-то стоит, и что мы не собираемся произвольно повышать требования. Это покажет, что история движется вперед».
Немецкое издание Die Welt публикует статью под названием “Права человека и миллиардные контракты”. Канцлер Германии Ангела Меркель в сопровождении множества министров побывала в Екатеринбурге. Там две стороны договорились о плотном сотрудничестве в сфере российской модернизации, Германия станет поставщиком технологий и инноваций. В ходе визита германские компании подписали ряд соглашений на миллиарды долларов. Тон немецко-российским консультациям задавал Сергей Лавров. Во время ужина, после второй стопки водки он предложил тост - “To the resolution of all conflicts”, то есть, за разрешение всех конфликтов. Тем более что некоторые разногласия все же имеются – по вопросу о правах человека…
Пока Меркель находилась в Екатеринбурге, глава МИД Франции Бернар Кушнер посетил Грузию, где в очередной раз продемонстрировал поддержку Тбилиси в конфликте с Москвой, пишет французская газета Le Figaro. Кушнер обвинил Россию в несоблюдении договора о прекращении огня и заверил грузинскую сторону в поддержке Францией незыблемости территориальной целостности страны. Но основной целью визита Кушнера и главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон было в первую очередь начало переговоров по договору об ассоциации с Европейским союзом. Заметка заканчивается саркастическим замечанием: "Потерпев сокрушительный военный разгром от России и потеряв надежду на быстрое вступление в НАТО, грузины теперь взахлеб рассказывают о своем глубочайшем стремлении в Европу".
После того, как российский министр энергетики Сергей Шматко заявил о готовности России поставлять в Иран топливо и нефтепродукты, несмотря на жесткие санкции США и Евросоюза, у западных наблюдателей возник логичный вопрос «Не ослабла ли российская поддержка санкций против Ирана?» Ответить на него пытается корреспондент журнала Time. В материале перечислены причины, которые осложняют российскую поддержку жестких санкций – как финансового характера, так и в области государственной безопасности. При желании Иран может сильно осложнить жизнь российского руководства на Кавказе и в Средней Азии. Вывод статьи – если администрация Обамы хочет гарантировать российскую поддержку жестких санкций против иранского режима, необходимо всерьез задуматься над реальным вознаграждением для Москвы.
Спустя год после того, как правозащитница Наталья Эстемирова была найдена мертвой на обочине дороги, президент Дмитрий Медведев заявил, что следственные органы установили личность убийцы. В убийстве правозащитницы подозревают чеченского боевика Алхазура Башаева. Однако коллеги Эстимировой из правозащитного центра "Мемориал" не согласны с выводами следствия: Русская служба Radio France Internationale взяла интервью у члена правления "Мемориала" Александра Черкасова, который полагает, что к убийству Эстемировой причастны чеченские силовики. Он также подробно разъяснил, почему версия о том, что правозащитницу убил Башаев, кажется ему крайне неубедительной.
"Мы открыто спрашиваем Медведева: что было сделано для того, чтобы проверить версию о возможной причастности официальных лиц?" - заявила директор московского отделения организации Human Rights Watch Татьяна Локшина, ее слова приводит газета New York Times. Медведев попытался защитить прилагаемые Россией усилия, по его словам, «было бы неправильно говорить о том, что расследование вообще не ведется. Определен и точно установлен исполнитель этого убийства – киллер, - заявил президент. – В настоящее время мы проводим расследование с целью установления не только убийцы, который уже в розыске, но также и заказчика этого тяжкого преступления».