Государственный секретарь США Хиллари Клинтон недавно вернулась из турне по странам Восточной Европы и постсоветскому пространству, во время которого, она, как могло показаться, отступилась от обещаний, данных во время последнего и весьма успешного саммита Обамы-Медведева в Вашингтоне. Но несмотря на ряд жестких заявлений, сделанных Клинтон, можно было заметить, что реакции со стороны Москвы не было почти никакой. Вызвано это на сей раз совершенно очевидным фактом: госсекретарь играла на зрителя, причем в основном на внутреннюю аудиторию США. А это признак того, что американо-российские отношения действительно продвигаются в правильном направлении.
Чтобы показать, насколько значительные произошли перемены после предположительно успешного московского саммита Обамы и Медведева, состоявшегося год назад, администрация США направила в этот регион вице-президента Байдена, чтобы тот разъяснил новую вашингтонскую политику перезагрузки. Ему была поставлена задача убедить союзников Соединенных Штатов в следующем: улучшение отношений с Москвой не означает, что этот регион будет отдан России на блюдечке с голубой каемочкой. А отказ от планов создания системы противоракетной обороны в Чехии и Польше и от дальнейшего расширения НАТО за счет принятия в ее ряды Украины и Грузии не приведет к тому, что Соединенные Штаты предоставят России полную свободу действий.
Визит Байдена получился несколько скандальным. Многие люди, как в Москве, так и в Вашингтоне, скептически начали относиться к перспективам перезагрузки. Ей еще предстояло пройти проверку на прочность в связи с приближавшимися выборами на Украине, с инициированной США резолюцией по Ирану, которую должен был рассмотреть Совет Безопасности ООН, с американо-российским сотрудничеством по Афганистану и с рядом других проблем, по которым Москва и Вашингтон зачастую занимали очень разные позиции. Возможно, именно по этой причине вице-президент Байден был менее сдержан, менее дипломатичен, порой даже бестактен и агрессивен в своих заявлениях по поводу России и ее политики на постсоветском пространстве.
Последний президентский саммит проходил в совершенно иной атмосфере. Перезагрузка уже прошла проверку временем. Договор о сокращении стратегических вооружений был уже подписан. Выборы на Украине, в отличие от предыдущих президентских выборов, не привели к возникновению конфликта между Москвой и Вашингтоном, а наоборот, показали, что две страны готовы работать вместе. Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности об ужесточении санкций против Ирана. Стороны также проявили готовность к конструктивной работе над решением целого ряда политических проблем с учетом интересов и озабоченностей друг друга.
После этого саммита госсекретарь Хиллари Клинтон, похоже, приехала в регион с совершенно другим настроем и планами. На сей раз ситуация выглядит следующим образом: администрация Обамы решительно настроена на перезагрузку, и ей теперь надо проявить себя таким образом, чтобы ослабить критику оппонентов внутри страны.
Выступая в Польше, Киеве, Ереване и Баку, Клинтон постаралась ответить на все критические замечания оппонентов администрации Обамы из Вашингтона. Она отметила, что Белый Дом озабочен проблемами прав человека в России и Китае; что ему не безразлична судьба восточноевропейских стран; что он готов к развертыванию системы противоракетной обороны в Польше; что двери НАТО открыты для новых членов (имея в виду Украину, Грузию и прочие государства на постсоветском пространстве); что Россия не имеет права вето на расширение альянса и на решения независимых стран о вступлении в военные союзы; что Соединенные Штаты по-прежнему поддерживают идею диверсификации поставок нефти и газа на Запад и поэтому отдают предпочтение проекту строительства трубопровода Nabucco, по которому газ должен пойти в Европу через Турцию; что Вашингтон по-прежнему активно занимается урегулированием конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве (включая серьезное и конструктивное участие в составе Минской группы в разблокировании конфликта в Нагорном Карабахе, который добивается независимости от Азербайджана), а также нормализацией армяно-турецких отношений.
Хотя ни один из представителей администрации Обамы публично об этом не говорит, перемены в подходах Вашингтона были осуществлены в духе рекомендаций, содержащихся в докладе группы экспертов из Никсоновского центра (Nixon Center), который был подготовлен под руководством бывших сенаторов Чака Хейгела (Chuck Hagel) и Гэри Харта (Gary Hart). В выводах аналитического доклада звучит мысль о том, что у каждой страны имеются "интересы" и "жизненно важные интересы". Отстаивая свои "жизненно важные интересы", страна на определенном этапе может порой столкнуться с необходимостью пожертвовать второстепенными интересами или уделять им меньше внимания. Вызвано это тем, что зачастую одни интересы противоречат другим.
Во время своего турне Хиллари Клинтон прояснила "интересы" Соединенных Штатов в регионе. В то же время, администрация Обамы определила свои "жизненно важные интересы", заявив о готовности учитывать цели и устремления России в процессе конструктивного сотрудничества между Москвой и Вашингтоном.
Следовать таким курсом и дальше будет непросто. Республиканцы и неоконсерваторы серьезно критикуют администрацию Обамы за то, что она якобы слишком многим жертвует ради России, и что это относится к планам ПРО, к игнорированию нарушений прав человека и стран постсоветского пространства, а также к признанию права России налагать вето на расширение НАТО.
Безусловно, и в администрации Обамы есть люди, которые выступают против сближения. Но перезагрузка является отражением вполне трезвого и разумного понимания интересов США и их места в мире. И хотя ничто пока еще не гарантировано, мы можем проявлять сдержанный оптимизм, несмотря на все эти возражения и протесты. Внутриполитические соображения в краткосрочном плане могут быть мощным движущим мотивом политики, но в долгосрочном плане страны обычно действуют в своих более масштабных национальных интересах. Будем надеяться, что перезагрузка принесет реальные выгоды как Соединенным Штатам, так и России.
Андраник Мигранян – директор нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества. Он также профессор МГИМО, член Общественной палаты Российской Федерации и бывший член Президентского совета РФ.