Фильмы про шпионов любят все. Но месяц тому назад можно было без преувеличения сказать, что тема из эпохи холодной войны про русских шпионов эксплуатируется чрезмерно. Тогда федеральные власти, идеально, как может показаться, выбрали время и арестовали 11 предполагаемых русских шпионов. А режиссер Филлип Нойс получил бесплатную рекламную кампанию для своего нового фильма "Солт".
В этом шпионском боевике, где главные роли играют Анджелина Джоли и Лив Шрайбер, показана женщина-агент ЦРУ, которой пришлось пуститься в бега, когда ее обвинили в том, что она законсервированный шпион КГБ. Мы дозвонились до Нойса и взяли у него интервью по телефону, поговорив о такой удаче, когда реальная жизнь имитирует художественный вымысел, о карьерных перспективах Анны Чапман, а также о том, кто бы победил в битве между Джейсоном Борном и Эвелин Солт.
Wall Street Journal: Была ли неделя, на которой арестовали русских шпионов, лучшим моментом в вашей жизни? Это похоже на сговор между вашими рекламщиками и ФБР.
Филлип Нойс: Сначала я подумал, что аресты - это такой розыгрыш сценариста моего фильма Курта Уиммера. Он послал мне статью, которая выглядела как репортаж New York Times. Но он был настолько нелепым, казался такой бездарной имитацией, что я сразу подумал, что это фальшивка. Но все равно, идея "спящих" шпионов это очень мощное оружие, и мы благодаря своим исследованиям знаем, что они существуют. Думаю, ФБР следило за этими людьми довольно долго. Если поймали 11, значит, всего их 1100. Не только русские, любые потенциальные враги Америки.
- То есть, вы никакого отношения к выбору времени для арестов не имеете?
- Нет, конечно, нет. Было бы здорово, если бы русские шпионы все вместе появились на московской премьере. Снимок Анны Чапман вместе с Анджелиной Джоли стал бы фотографией года, если бы его удалось сделать. Но учитывая то, что в России сегодня новая эпоха капитализма, Анна, скорее всего, потребует огромный гонорар за свое появление на премьере.
- Согласились бы вы стать режиссером фильма про нее?
- Не знаю, как долго я бы выдержал съемку сцен в ночных клубах, но да, наверное, согласился бы. Ее работа могла быть вполне безобидной, но она могла быть и настоящей законсервированной шпионкой. Не исключено, что она устраивала страшные диверсии. Кто знает, чем она занималась в действительности?
- Эти шпионы просто казались такими неумелыми.
- А может, это были просто ложные, фиктивные шпионы. А настоящие 1100 сидят там, выжидают…
- Почему зритель до сих пор так любит шпионов и холодную войну?
- Этот фильм о лабораторных экспериментах, проводившихся в последние мрачные дни существования КГБ. Он о последствиях холодной войны. Долгие годы существовало такое безумие! Правда о том, как один шпион действует против другого, а тот против третьего и так далее – она намного фантастичнее всего, что могут изобрести сценаристы из Голливуда. Мы любим шпионов, потому что они непревзойденные актеры. Шпион вынужден носить маску 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это весьма интересное состояние, интересное для киноиндустрии. Нам это интересно, потому что мы все лжецы. Шпионы лгут всем окружающим и самим себе – именно это заинтересовало меня в замысле картины. Законсервированный шпион, лежа в своей постели в пригороде Нью-Йорка, обязательно должен сомневаться в том, на чьей он стороне после того, как 20 лет прожил в другой стране.
- Изначально главная роль была написана для мужчины. Какие изменения были внесены в сценарий, когда ее отдали женщине?
- Когда я занялся этим проектом, мы пытались найти мужчину на роль Эдвина Солта. Мы никого не могли подобрать. И тут Эми Паскаль (глава Sony Pictures Entertainment Motion Picture Group - прим. перев.) сказала: "Давайте предложим эту роль Анджелине". Я уже через 15 секунд понял, насколько гениальна эта идея. Мы обсудили все варианты и возможности и поняли, что такое изменение будет на пользу зрителям. Все взаимоотношения в картине сразу приобрели особое очарование – я имею в виду отношения между Солт и ее боссом и наставником Тедом Уинтером.
Когда смотришь на игру Лива, появляется ощущение, что наставник испытывает безответную страсть к своей юной ученице. Последняя сцена была посвящена тому, как Эдвин спасает свою жену и ребенка. Это был предсказуемый для зрителей поворот сюжета. Но Анджелина чувствовала, что будучи глубоко законспирированным агентом, она не должна иметь ребенка, чтобы не подвергать его всем тем опасностям, с которыми связана ее работа. Тогда мы постарались переделать этот фильм; мы хотели, чтобы никто не мог предугадать, что произойдет в ближайшие 10 минут. Мы хотели, чтобы Солт была не уверена в своих привязанностях.
- Концовка фильма указывает на то, что будет и продолжение – может, целый сериал. Вы планируете такое?
- Мы просто ждем, когда ФБР разоблачит остальных шпионов, ведь их осталось 10091. Это оригинальный сюжет. В определенном смысле, только что родилась героиня Анджелины. Но надо посмотреть, что будет со сборами в конце недели.
- Кто бы победил в битве между Джейсоном Борном и Эвелин Солт?
- Проблема Борна в том, что он не знает, кто он есть на самом деле. Я бы сказал, что победит Солт. А через десять лет мы сможем представить себе и такую картину: Бонд против Солт, Солт против Борна. Это будет как в фильме "Неудержимые". Солт победит, потому что она женщина. Ей удается то, что мужчинам не под силу.