Международная федерация футбола, формально являющаяся некоммерческой организацией , ожидает получить от закончившегося в Южной Африке футбольного праздника рекордные доходы. В марте ФИФА заявила, что в прошедшем году она добилась прибыли в размере 200 миллионов долларов, а ее финансовые резервы составляют более миллиарда долларов. По оценке издания "Financial Times" федерация заработает на южноамериканском чемпионате до 3,3 млрд. долларов, чистый доход ФИФА в ЮАР составит минимум миллиард. Хозяевам же чемпионат стоил как минимум 4,1 млрд. долларов, а, возможно, и вдвое больше. ЮАР потратила на чемпионат 6,4% ВВП, а заработает на нем всего лишь полпроцента. Все это потому, что ФИФА отдала этой стране организацию турнира взамен за подписание 17 специальных гарантий. С одной стороны, они обеспечивают федерации и спонсорам освобождение от налогов, а с другой – монополию на продажу всего, что каким-либо образом связано с чемпионатом: от гаджетов и прохладительных напитков до прав на телетрансляции. Тот, кто хотел продавать в ЮАР что-либо с логотипом турнира, должен был купить у ФИФА лицензию.
Миссия спонсора
Власти ЮАР получили от ФИФА список спонсоров-монополистов, к которым было необходимо подходить как к дипломатическим миссиям. ФИФА и ее спонсоры заняли самые привлекательные с торговой и туристической точки зрения части городов, в которых проходили матчи. А тех, кто решил устроить себе рекламу даром, подстерегала полиция. Группа голландок, появившихся на стадионе в костюмах с логотипом не связанного с чемпионатом голландского пивного завода, оказалась в полицейском участке. Так же будет и через четыре года в Бразилии. Правительство этой страны подписало договор, по которому спонсоры будут освобождены от части налогов и получат налоговые льготы на срок до конца 2015 года. Один из министров правительства ЮАР предостерегает: "ФИФА – это банда воров. Даже ООН в отличие от этих мафиози не требует себе таких привилегий".
Так что ЮАР после чемпионата останется дыра в бюджете и на память - несколько огромных зияющих пустотой стадионов, которые нужно будет либо дотировать, либо разобрать. Несомненные же приобретения – это сеть дорог и гостиниц, и еще сложно поддающиеся переводу в конкретные суммы имиджевые выгоды.
А ФИФА? Ее огромные средства распределяются между континентальными, а затем национальными федерациями. На практике фонды служат предвыборной приманкой: новое руководство выбирается на конгрессах, где голосуют представители 208 национальных федераций (хотя, например, британцы представлены четырьмя: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии). Нынешний президент, швейцарец Зепп Блаттер (Sepp Blatter), возглавляющий организацию с 1998 года, заявил в ЮАР, что будет добиваться переизбрания и в связи с этим обещал каждой из федераций дополнительную премию в размере 250 тысяч долларов, интересуясь "довольны ли они".
Пребывание в руководящих органах ФИФА – это не только удовольствие, но, прежде всего, источник огромных доходов. Легальных и не только. ФИФА, работающая как международная некоммерческая организация по швейцарским законам (ее штаб-квартира находится в Цюрихе), на практике отчитывается только перед Богом и перед самой собой. Она сама управляет всеми своими делами, что создает неограниченное поле для коррупции. Каковы официальные заработки ее ключевых функционеров неизвестно. Блаттер, у которого давно спрашивают о его заработках, заявил три года назад, что получает миллион долларов в год. Плюс возмещение расходов. Как минимум 150 дней в году президент ФИФА находится в разъездах, ему полагается 500 долларов командировочных в день. Его 24 коллеги из исполнительного комитета зарабатывают 100 тысяч долларов в год и получают дополнительно 250 долларов в день за заграничные вояжи на службе футбола.
В марте этого года штаб-квартира ФИФА направила странам, претендующим на организацию чемпионатов мира 2018 и 2022 годов, официальное сообщение с напоминанием о том, что они подписали обязательства финансового "fair play". Иными словами, что они воздержатся от дачи взяток. Однако 29 июня стало известно, что комитет, который добивается организации чемпионата в Австралии (получающий средства из государственного кошелька), потратил уже несколько миллионов долларов на взятки функционерам ФИФА. Как выяснило австралийское издание "The Age", жены членов исполнительного комитета получили, в частности, жемчужные ожерелья. Перуанец Рафаэль Сальгеро (Rafael Salguero) в качестве подарка на день рождения получил бесплатное путешествие по Австралии на два лица, разумеется, all inclusive.
В посольствах Австралии в Африке были организованы пышные банкеты для местных деятелей ФИФА. Футбольные федерации Океании разжились новыми автомобилями, а два лоббиста, имеющие криминальное прошлое, но зато близко знакомые с президентом Блаттером и другими функционерами ФИФА, получили 11 миллионов австралийских долларов за (как это было сформулировано) консалтинговые услуги. Пресса посчитала это фондом на взятки. Блаттер заявил, что ФИФА начала следствие - добавим, по делу о самой себе. Пока неизвестно, как пытались поддержать свои кандидатуры комитеты Бельгии и Голландии, Англии, Японии, России, Португалии и Испании, Индонезии, Южной Кореи и Катара. Решения будут приняты в декабре этого года.
В наборе
Жемчуг и турпоездки – это мелочи. ФИФА создает своим сотрудникам более широкие возможности. О том, как на футболе можно сделать большие деньги, свидетельствует история Джека Уорнера (Jack Warner) из Тринидада, долгие годы являющегося вице-президентом ФИФА и главой региона КОНКАКАФ, т.е. конфедерации футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна. Уже в 1989 году на решающий для выхода в финальную часть чемпионата мира матч между Тринидадом и США, который проходил в его стране, он продал 45 тысяч билетов при вместимости стадиона 29 тысяч мест. В 2001 году как член исполнительного комитета ФИФА он добился того, что Тринидад получил право провести юниорский чемпионат мира до 17 лет, а потом возглавил организационный комитет, куда устроил на работу жену и привлек к работе семейную транспортно-туристическую фирму.
Турнир стал семейным предприятием, включая продажу прав на телетрансляции и билетов. Когда четыре года спустя Тринидад и Тобаго неожиданно вышли в финальную часть чемпионата мира в Германии, история повторилась. Семейная фирма Уорнера занялась маркетингом национальной сборной, обкрадывая при этом футболистов. Помимо этого через доверенные туристические компании она распространила по неслыханным ценам 5,4 тысяч билетов в наборе с транспортом и размещением. Афера всплыла. Уорнер должен отдать ФИФА миллион долларов, но пока этого не сделал. О том, как действовал Уорнер, многое говорят показания главы футбольной федерации Шотландии Джона Макбета (John McBeth). Он рассказал, что в 2004 году Уорнер потребовал перевести оплату за проходивший в Глазго товарищеский матч Шотландия – Тринидад на свой личный счет. Естественно, Уорнер неприкасаем, ведь в его распоряжении - 37 голосов собственной конфедерации на конгрессе, который избирает руководство.
Настоящий рай для функционеров ФИФА – это продажа телевизионных и маркетинговых прав. Механизм, который в нескольких своих книгах описал британский журналист Эндрю Дженкинс (Andrew Jenkins), был прост. За взятки функционеры ФИФА поручали торговлю лицензиями внешним фирмам. Так создавались негласные фонды, из средств которых покупались голоса на конгрессах. Говорят, что именно таким образом в 1998 году президентом ФИФА стал Блаттер, а до него – в 1975 году бразилец Жоао Авеланж (João Havelange). Споры о том, где придумали гениальную схему – в ФИФА или Международном олимпийском комитете, продолжаются до сих пор. Тем не менее, в 2001 году жертвой этой схемы пала швейцарская компания International Sport and Leisure. Парадоксально, но в суд она была вызвана ФИФА, когда оказалось, что компания не внесла на ее счет причитающихся 50 миллионов долларов. Следствие показало, что компания обанкротилась из-за алчности спортивных функционеров. В 2008 году было доказано, что в 90-х годах ISL потратила на взятки (не только работникам ФИФА) 100 миллионов долларов! Как показали в швейцарском суде сотрудники ISL, сначала Авеланж, а потом и Блаттер, оговаривали, что ФИФА продлит компании лицензию только при условии, что в существующем финансовом обороте все останется по-прежнему.
Ни один из обвиняемых по этому делу не понес ответственности за коррупцию, так как в 90-е годы взяточничество в Швейцарии не являлось преступлением. Известно только то, что парагваец Николас Леос (Nicolas Leoz) получил двумя траншами 85 тысяч долларов, но до сих пор остается главой Южноамериканской футбольной конфедерации. Затем в суд, на этот раз на сотрудников ISL и анонимных взяточников, подал ликвидатор разорившейся компании. Когда суд под угрозой ареста потребовал от работников ILS назвать имена коррупционеров из ФИФА, ликвидатор отозвал обвинение, так как получил из Цюриха 9 миллионов евро. С 2005 года ФИФА продает лицензии при посредничестве швейцарской компании Infront Sports&Media, которую возглавляет Филипп Блаттер (Phillipe Blatter) – родственник президента.
Давление ФИФА
Истории о ФИФА вовсе не являются тайной: о коррупции можно прочитать в книгах, Интернете и в судебных актах. Несмотря на это ни один из ее функционеров не был призван к ответственности. В федерации царит заговор молчания и корпоративная солидарность. Когда власти отдельных государств пытаются навести порядок в национальных федерациях, коллеги из Цюриха или УЕФА грозят приостановить их членские права, что означает исключение сборных и клубов из всех розыгрышей. Перед таким выбором встал президент Нигерии: недовольный игрой своих футболистов на полях ЮАР, он распустил национальную сборную на два года. Это должно позволить обновить нигерийский футбол. Подобное давление ФИФА оказывает также на Францию, где появились призывы созвать следственную комиссию для расследования причин компрометации сборной на чемпионате мира. Однако до настоящего времени ни одно правительство, очевидно, из-за футбольного лобби и избирателей, не нашло в себе решимости или заинтересованности сопротивляться шантажистам.
Входящий в состав ФИФА Союз европейских футбольных ассоциаций УЕФА зарабатывает огромные деньги на проводимом раз в четыре года чемпионате Европы по футболу. Последний, прошедший в Германии, принес ей 1,3 млрд. евро прибыли. Источником еще больших доходов являются розыгрыши Лиги Чемпионов, в которой участвуют лучшие мировые клубы. Эти игры смотрят во всем мире, чаще всего по платным каналам. Однако финансовая структура УЕФА гораздо более прозрачна, внутри него ни разу не возникали коррупционные скандалы. Конечно, в отношении хозяев турниров УЕФА использует такие же методы, как и ФИФА, привязывая разрешение на проведение мероприятия к налоговым льготам. Поэтому в этом году финал Лиги Чемпионов прошел в Мадриде, а не в Лондоне, и поэтому англичане изменили бюджетное законодательство, введя льготы для УЕФА. Зато в следующем году финал пройдет на Уэмбли.