На прошлой неделе прошло заседание французского кабинета министров, по итогам которого был выпущен указ о создании генерального секретариата — органа, который будет обслуживать потребности, связанные с предстоящим занятием Францией переходящей должности страны-председателя экономических форумов «большой восьмёрки» и «двадцатки».
Казалось бы, рутинная вещь — в одном ряду с такими вещами, как определение функций береговой охраны и полномочий министра сельских и территориальных дел.
Но если мыслить масштабно (а французы, как и их президент Николя Саркози, умеют мыслить в исполинских масштабах, взять хотя бы организацию «нового международного валютного порядка»), то это был первый удар по цимбалам, возвещающий начало непродолжительного (с ноября 2010-го по ноябрь 2011-го года) правления царя Николая, монарха всея «двадцатки».
Позиция Саркози шатается, его деятельность не одобряет шестьдесят один процент французов, вокруг него гремят скандалы с участием одного из главных министров правительства, денежных подарков, поблажек и богатейшей женщины Франции, а в сентябре ожидаются массовые уличные демонстрации против реформы пенсионной системы — не говоря уже о том, что существует пока что неопределённая «программа аскезы», направленная на резкое сокращение уровня внешнего долга и бюджетного дефицита Франции. Один специалист по вопросам бюджета из голлистской партии на прошлой неделе сказал, что этой программе «не хватает убедительности».
Да, помимо всего этого есть ещё шатающийся курс евро, Международный валютный фонд прогнозирует весьма слабый экономический рост в еврозоне, а участие Франции в Афганистане и обострение напряжённости вокруг Ирана грозит дополнительными бедами.
Но блистательный господин Саркози, на визитке которого спокойно можно писать «Энергия плюс Наглость без ограничений», готовится к тому, чтобы целый год задавать тон на экономических форумах мирового уровня с целью продемонстрировать, что, как он выразился, «Америка — уже не единственная в мире валюта».
Это означает, какие бы смягчающие выражения Саркози ни употреблял, что он хочет ограничить роль американского доллара в качестве международного валютного стандарта.
Близкий соратник президента Франции, пытаясь создать рамки контекста для высказываний Саркози, сказал мне, что это будет нечто вроде соглашения, заключённого в отеле Plaza в 1985-м году, когда (при совершенно других обстоятельствах) США, Германия, Япония, Великобритания и Франция договорились провести контролируемую девальвацию доллара, а также ревальвацию иены и немецкой марки.
Достанет ли у Франции и у Саркози лично авторитета, влиятельности и международной поддержки, чтобы начать процесс превращения доллара в одну из валют-участниц резервной корзины наряду, скажем, с валютами Китая, России, Индии и стран еврозоны? Все эти страны входят в «двадцатку» наряду, например, с Саудовской Аравией, Мексикой, Индонезией и Турцией.
И будут ли США во главе с президентом Бараком Обамой рассматривать подобное предложение, учитывая, что оно явно направлено на умаление роли доллара и, по сути дела, на введение американо-китайской дуополии?
Бывает забавно наблюдать, из каких неожиданных мест выскакивают ответы на задаваемые вопросы. Президент России Дмитрий Медведев — большой друг Обамы, как известно, — вместе с Саркози присутствовал в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге и, судя по всему, тоже взошёл на борт корабля мечтаний французского президента. Сарко говорил тогда о своих проектах на период председательства в «двадцатке» как о труде во имя «цивилизации», прикрывая этими словами намерения ввести многовалютную корзину.
Но Медведев, похоже, не совсем оценил это предложение.
«Три-пять лет назад любые дискуссии, подобные этой, казались бы фантазией, которой никогда не суждено сбыться», — прокомментировал тогда Медведев. — «А теперь мы обсуждаем это абсолютно серьёзно с рядом стран, в том числе и с нашими американскими партнёрами, которые, наверно, меньше всего заинтересованы в том, чтобы другие страны отказались от доллара».
«Наверно» — это ещё мягко сказано. Очень мягко.
В отличие от соглашения, заключённого в отеле Plaza, где кроме США присутствовали только их союзники, попытки выступить с предупреждением или сделать ход против доллара со стороны стран «двадцатки», исходящие в том числе и из находящихся вне демократического лагеря стран (а также из стран без открытого рынка и стран, манипулирующих валютными курсами), не понравятся американским избирателям, которым в 2012-м году предстоит сделать важный выбор, касающийся руководства страной.
К тому же Очень Большие Амбиции Сарко уже не раз проваливались именно из-за того, что они очень большие.
Его проект Средиземноморского союза, в котором Франции была отведена роль вождя квазиконфедерации южноевропейских и арабских стран, не породил практически ничего.
Теперь он хочет по-новому обустроить международную валютную систему («Я строю фундамент, который спасёт международный капитализм», — сказал он) и выступает с туманным проектом сократить количественный аспект измерения экономического рейтинга стран, заменив его каким-то «качественным» стандартом, который будет «интегрировать» такие факторы, как «благосостояние» и «стоимость нашей среды».
Конечно, среди мотивов Саркози не могут не числиться большая искренность, любовь к большой сцене, а также реальность предстоящих ему сложных выборов весной 2012-го года.
Также вероятно, что ему приятно вспомнить события лета 2008-го года, когда Россия нападала на Грузию, а он, пользуясь занимаемой им тогда переходящей должностью президента Европейского союза, организовал частичный вывод войск. Его популярность во Франции тогда резко выросла, но русские и сейчас оккупируют часть территории Грузии.
Пока Сарко не начал заниматься повесткой дня «двадцатки», ему нужно доказать серьёзность намерений перед рейтинговыми агентствами и международными рынками (друзья президента говорят, что его идеей-фикс стало сохранение Францией высшего инвестиционного рейтинга AAA). Своё видение пенсионной реформы он хочет превратить в закон уже к концу октября.
Кроме того, чтобы создать образ человека, заслуживающего доверия в вещах, которые он может контролировать хотя бы теоретически, президент должен прояснить, каким образом его проект «аскезы» поможет осуществить снижение структурного дефицита к 2013-му году.
Не скрывая неприятной правды, представитель партии Саркози по вопросам бюджета Филипп Марини (Philippe Marini) сказал на прошлой неделе, что подобные планы в последние десятилетия не удавались никогда, потому что «нормы роста государственных расходов всегда существенно превышались».
Оценивая убедительность плана Саркози, Марини тоже сослался на излишества. По его словам, исходя из 2,5-процентного роста экономики Франции начиная с 2011-го года, правительство создаёт «фактор сомнения». Конечно, ещё как: в июле МВФ сократил прогноз роста в еврозоне на следующий год до 1,3 процента.
Так что даже в собственном доме Саркози справедливость его экономических прогнозов подвергают сомнениям, а значит, его претензии на звание короля мира не оправданы ничем, кроме счастливого совпадения дат. Ведь в делах монархии, как и в политике, главное — это законность.