Власти США по-прежнему не хотят освободить Джонатана Полларда (Jonathan Pollard), американца, который был осужден в 1987 году за шпионаж в пользу Израиля.
8 июля в Вене произошел обмен российского ученого Игоря Сутягина на молодую шпионку Москвы Анну Чапман. До этого Сутягину был вынесен обвинительный приговор за шпионаж в пользу США. Анна Чапман в свою очередь вошла в число тех десяти человек, которые были арестованы в июне 2010 года в США и переданы России в рамках двухстороннего обмена.
В это самое время израильский шпион Джонатан Поллард отметил свой 9000-й день за решеткой, где он оказался после ареста в 1986 году. 13 июля мэрия Иерусалима организовала митинг у Стены плача, на котором в очередной раз прозвучали требования о его освобождении. Упорство Вашингтона в этом вопросе кажется просто необъяснимым в виду того, что израильское правительство официально взяло на себя обязательно запретить любую шпионскую деятельность на американской территории.
Каждые новые выборы президента США давали повод для дальнейшего обсуждения этой проблемы, однако ни одному из израильских премьер-министров так и не удалось добиться помилования Полларда, который был приговорен в 1987 году к пожизненному заключению за шпионаж в пользу Израиля.
Джонатан Поллард родился в США в 1954 году и занимал с 1979 года пост офицера разведки в американском ВМФ. За время работы он смог передать множество секретных документов. В тот момент, когда ФБР раскрыла его деятельность, он попытался сбежать, попросив через посольство Израиля политическое убежище, в котором ему в итоге было отказано. Израильские власти признали шпиона лишь несколько лет спустя, тогда как в ФБР были уверены, что арестовали агента Пакистана или Саудовской Аравии.
Упрямство американской администрации объясняется не важностью уже давно просроченных секретов, а тем фактом, что два союзных государства не могут вести шпионаж друг против друга. Сенат США систематически выступает против досрочного освобождения разведчика: "Мы не собираемся ставить под удар стратегические интересы США освобождением Полларда". Сдержанность заявлений израильской стороны также неудивительна, так как практически вся ответственность лежит именно на ней: операцией руководил находившийся на задании в США офицер Моссада.
Дело Лавона №2
Все это сильно напоминает дело Лавона, громкий политический скандал в Израиле, связанный с именем министра обороны, который пришел в 1953 году на смену Давиду Бен-Гуриону. Поставив перед собой задачу помешать сближению Запада и Египта, он отдал приказ о проведении на территории Египта террористических операций под контролем израильской армии и спецслужб. Провал операции "Сусанна" повлек за собой арест тринадцати коммандос, два из которых были казнены, один покончил с собой, а остальные были освобождены в ходе произошедшего после шестидневной войны обмена пленными.
Весь диверсионный отряд состоял из молодых египетских евреев, действовавших под влиянием экстремистских сионистких идей. Неудача операции вынудила Моссад запретить дальнейшее использование местных агентов для шпионажа против их собственной страны. Речь шла о том, чтобы не провоцировать моральную дилемму между верностью стране и требованием солидарности с Израилем, так как все еврейские общины должны были соблюдать нейтралитет по отношению к властям страны, на территории которых они находились.
В деле Полларда это правило было благополучно проигнорировано офицером, который предпочел действовать по своему усмотрению вопреки всем строжайшим инструкциям. Возможно, он был ослеплен той славой, что получил после ареста в Аргентине офицера гестапо Адольфа Эйхмана (Adolf Eichmann). Возможность получить богатый улов важнейшей информации подтолкнула Моссад к тому, чтобы закрыть глаза на все предписания. Еще никогда до этого американскому еврею не поручали шпионить против своей родины, даже если значимость собранных данных и могла служить своего рода оправданием.
Последствия такого решения оказались по-настоящему плачевными, так как американцы отказались от всех неписанных правил, которые разведки используют для расширения штата своих "сотрудников". Кроме того, своими действиями они, по-видимому, стремились отплатить за бестактность или даже провокацию израильтян, которые сделали отвечавшего за операцию офицера Рафи Эйтана министром несмотря на то, что ему в то время было запрещено находиться на территории США. Даже сегодня бывший разведчик отказывается раскрывать детали своего задания, ссылаясь на военную тайну.
В этой ситуации, как и в нашумевшем деле Лавона, израильское правительство оказалось поставленным перед свершившимся фактом, результатом решений всемогущих офицеров, которые действуют безо всякого контроля и стремятся добиться результатов с наименьшими затратами. Их ошибка была в том, что они предпочли избежать ответственности, отказав своему шпиону в политическом убежище. Общественное мнение страны было шокировано таким поведением, и некоторые даже сравнивали Полларда с оставленным на поле боя раненым солдатом.
Правительственная цензура
Дело Лавона, политическая и военная интрига, которую в течение десяти лет всеми силами пыталось скрыть высшее руководство страны, стало в итоге причиной масштабного политического катаклизма, повлекшего за собой отставку министров и падение правительства. Дело Полларда занимает умы людей уже третий десяток лет и время от времени вновь появляется на первых полосах газет. Израильтяне считают, что оно не делает чести Моссаду, которые решил пожертвовать своим агентом вместо того, чтобы признаться в своей ошибке перед американской администрацией.
Группа ассоциаций направила на имя Биньямина Нетаньяху прошение следующего содержания:
"С приближением вашего визита в США мы чувствуем необходимость вновь поднять вопрос об освобождении Джонатана Полларда, который действовал во имя и на благо нашего государства. Израиль без сомнения обязан вернуть его домой".
Тем не менее, достигнуть каких-либо результатов во время поездки премьеру так и не удалось.
В последнем решении американского Сената говорится, что шпион Моссада еще не может быть освобожден и продолжит расплачиваться за неудачу нанявших его спецслужб. Платить по счетам ему приходится и потому, что дело Полларда не стало последним в своем роде шпионским скандалом. В 2004 году ФБР и американская контрразведка провели расследование деятельности высокопоставленного аналитика Пентагона Лари Франклина (Larry Franklin), который подозревался в шпионаже в пользу Израиля и в частности в передаче конфиденциальной информации по Ирану. В настоящее время по делу ведется судебное разбирательство, причем приговор может ударить также и по бывшему в то время высокопоставленным служащим Моссада Узи Араду, persona non grata в США, который, однако, был назначен дипломатическим советником Биньямина Нетаньяху. Попадание этого человека в ограниченный круг близких советников израильского премьера рассматривается американской администрацией как провокация и очередной casus belli. Что, разумеется, лишь отдаляет перспективу освобождения Полларда.