В последние месяцы, похоже, отношения между США и Россией несколько улучшились: обе страны принимают меры для достижения успеха в программе «нового старта», обещанного президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым год назад.
В июне Медведев приезжал в США, и Обама дал старт своей «дипломатии гамбургеров». Этот шаг был нацелен на позиционирование глав государств как близких друзей. США поддержали вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО); Москва же пообещала помочь с новыми санкциями против Ирана (хотя и с оговорками), а также с обеспечением поставок для военных действий, которые США и их союзники ведут против талибов в Афганистане. Кроме того, спустя год после того, как Обама обрисовал свою концепцию безъядерного мира, страны подписали новый договор о сокращении стратегических вооружений.
Эти события вкупе с «верительным докладом» России о внешних делах (предлагалось сближение с развитыми странами мира, особенно США и членами Европейского союза) убедили некоторых наблюдателей в том, что Москва «дрейфует на Запад» и занимает более конструктивную позицию в диалоге с Вашингтоном.
Но это большая ошибка.
Когда распался бывший Советский Союз, Россия возлагала на США большие надежды. Но когда президентом России стал Владимир Путин, все явно изменилось. Россия стала проявлять большую самоуверенность на международной арене; казалось, что она стремится выступить против инициатив США в международных делах. Но все это время она придавала большое значение отношениям с США и надеялась стать настоящим партнёром для Америки. Можно сказать, что таким образом Россия зарывала талант в землю.
Проблема заключалась в том, что Вашингтон не одобрял и не уважал благих намерений Москвы. Администрация Джорджа Буша-младшего применяла в своем внешнеполитическом курсе все более и более односторонний подход, особенно после нападения на США 11 сентября 2001-го года.
Когда это случилось, Путин выразил свои соболезнования Вашингтону, поддержал начатую им войну в Афганистане и помог с логистическим обеспечением. Но Буш продолжал выступать за расширение НАТО на восток, что было предложено его предшественником Биллом Клинтоном. Под знаменами «войны с террором» США начали «внедряться» в Среднюю Азию и Закавказье и планировать «цветные революции» в Киргизии, Грузии и на Украине, отчего стратегическое пространство, имевшееся в распоряжении России, сократилось еще сильнее.
Перед лицом агрессивных шагов США Россия совершила несколько избирательных жестких «контратак», вынудив администрацию Буша определить суть российско-американских отношений как смесь «избирательной конфронтации» и «избирательного сотрудничества».
На первой встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова и государственного секретаря США Хиллари Клинтон, прошедшей в марте, Клинтон подарила Лаврову огромную красную кнопку с надписью RESET, чем обозначила желание положить конец озлобленному отношению к Москве, установившемуся при администрации Буша, и предложила новый дипломатический подход с большей опорой на «умную силу».
После этого обе стороны начали осторожно идти друг с другом на контакт и наконец достигли «позитивной договоренности» о сотрудничестве и координировании деятельности. Если новый подход к двусторонним отношениям и в дальнейшем будет играть позитивную роль в их развитии, то это поспособствует исполнению желаний лидеров обеих стран, а также установлению мира и развития на земле.
Проблема заключается в том, что Россия скрывает свои возможности и занимает выжидательную позицию, стремясь вернуть утраченный статус сверхдержавы и традиционное влияние на геополитической арене.
Россия провела на карте «красную линию» своих «основных национальных интересов». Но несмотря на взятый более мягкий тон, США не позволят ни одной стране бросить вызов их стратегической цели — вновь завоевать положение мирового лидера.
В последние полтора года Обама и Хиллари Клинтон делали все, чтобы «возвратить США лидерские позиции» и пользовались каждой возможностью вновь заявить о своей цели. Поэтому глубоко укорененные противоречия между США и Россией на стратегическом уровне будут ограничивать развитие двусторонних связей.
Поэтому вызывает улыбку, что перед визитом Медведева в США основные американские СМИ подняли шумиху вокруг конфиденциального документа из России, чтобы сформировать общественное мнение о российском президенте как о человеке, «склонном к укреплению связей Москвы с Вашингтоном».
Однако вскоре на первый план вышли разногласия. После визита Медведева США сообщили, что разоблачили группу российских шпионов и перенесли центр внимания на Комитет государственной безопасности (КГБ) Москвы.
Уже настороженные к тому времени русские начали действовать и сделали именно то, чего от них ожидали.
Теперь некоторые наблюдатели говорят, что действия США были «тщательно срежиссированы» и последовали за действиями, согласованными с некоторыми проамерикански настроенными элементами в России.
Они пытаются вбить клин между российскими лидерами и расколоть «связку Медведева—Путина».
Так будут ли российско-американские отношения развиваться гладко? Никто не знает!
Автор статьи — исполнительный директор Центра стратегических исследований при Фонде международных исследований Китая