Пожалуй, лучший способ начать разговор об этой книге, это быть честным. Что если мы признаем, что мы мало знаем о Кавказе, что нам не совсем ясен термин «кавказец», что мы толком не понимаем, что это за непокорные люди и почему мы должны восхищаться их многолетней борьбой против российской агрессии? Если мы сделали этот первый шаг, то вторым шагом должен стать поиск экземпляра книги «Да будет наша слава велика». Это захватывающая история региона, и написана она британским журналистом Оливером Буллоу (Oliver Bullough).
Буллоу начинает свое описание этого региона, расположенного между Черным и Каспийским морями, с объяснения того, что более тысячи лет он был своего рода внутренним островом и почти не подвергался внешним влияниям.
«Дагестан не считался полностью мусульманским до конца шестнадцатого столетия, - пишет Буллоу. – Чечня также поздно пришла к исламу, а последний чеченец, судя по всему, принял эту веру только в конце 18-го века. Некоторые ингуши оставались язычниками до 1860-х годов».
Медведеподобная Россия только в конце 18-го века преодолела геополитические препятствия и начала попытки постепенного захвата Кавказа, наталкиваясь на неповиновение со стороны бедных, по большей части неграмотных народов, которые внутри себя были сгруппированы преимущественно по семейному принципу, и совершенно не понимали, что означает государство или нация. «Длительное отсутствие… иностранного правителя или иностранной религии позволило горным традициям сохраниться по большей части в первозданном виде и в современную эпоху. Поселения управлялись советами старейшин, а земля в каждой деревне находилась в совместном владении».
Что касается недавней, постсоветской насильственной истории – меня чисто рефлекторно при этом пробирает дрожь, - то я вынужден признать, что до последнего времени мне было известно очень мало, если не считать того, что Владимир Путин в 1999 году собрал политические силы и подавил хаос на Кавказе в ходе двух вооруженных операций. Такими образом Кавказ для России это то, чем юго-запад Америки мог бы стать, если бы различные туземные племена приняли бы общую религию и были бы способны срывать планы американских и мексиканских захватчиков. Начиная с царей и до Сталина, а потом и Путина, сопротивление российскому правлению и обычаям на Кавказе, как утверждает Буллоу, приводило к эмиграции или геноциду местных жителей.
По мере того, как Буллоу активно знакомит нас с поразительными и забытыми эпизодами из истории региона, мы начинаем осознавать, что это книга открытий, а не учебник, это личный взгляд на прекрасно изученную историю как приключение. «Слава», упомянутая в заголовке? Это парадокс: народы, имеющие столь ясное представление о самих себе и столь четко ориентированные в культурном и семейном плане, что их слава продолжает громко заявлять о себе им самим, - эти народы пренебрежительно вычеркнуты из российской истории. Это российское забвение своей собственной истории репрессий сначала удивляло Буллоу, однако сейчас это просто выводит его из себя. «Сначала балкарцы и карачаевцы были вычеркнуты из истории, а теперь сам факт, что они были вычеркнуты, также вычеркнут из истории».
Буллоу разделил свою книгу на четыре части, каждая из которых захватывающе интересна. История черкесов, например, которые сотни лет жили вдоль восточного побережья Черного моря и начали терять свою независимость и свободу в 1764 году с приходом русской армии. Так началась российская политика, которая удивительно последовательно проводилась царями, диктаторами и президентами. Коренным народам обычно предлагалось полностью подчиниться («Почему мы должны это делать?» - «Вы арестованы за то, что осмелились спросить!»), либо их переселяли в пустынные регионы. Если они продолжали защищаться, они ощущали на себе всю силу русской армии.
У Буллоу холодок пробегает по спине, когда он рассказывает о городе Сочи на юге России, расположенном именно в том регионе, который вынуждены были покинуть сотни тысяч черкесов, а многие из них были убиты. И именно этому городу было предоставлено право проведения Олимпиады в 2014 году. «Не только Сочи продолжает оставаться равнодушным к заявлениям черкесов о геноциде, но и все побережье – если оно вообще помнит войну 19-го века – отмечает это как победу, а не как грязную кампанию опустошения и убийств, каковой она и была на самом деле».
Чеченские войны, чудовищные акты чеченского террора в Москве и Беслане, поразительное разрушение российской армией Грозного в 1990-х годах – все это описывает Буллоу. Его приводит в ужас чеченский терроризм, который он в первую очередь освещал как репортер, несмотря на огромное чувство сострадания в связи с бедственным положением большей части населения. С 2000 года около 20 процентов чеченцев обратились с просьбой о предоставлении им убежища за границей. Они не перестали любить свою родину, но она в буквальном смысле превратилась в минное поле. Буллоу, однако, считает, что ассимиляция в Европе не будет легкой для анархично настроенных чеченцев: «Законопослушная, упорядоченная австрийская система абсолютно чужда для чеченского мужчины, воспитанного на идее о том, что воровство государственной собственности является долгом и удовольствием».
Как культурная история, пропущенная через глаза и сердце способного и серьезного молодого автора, эта книга очень похожа на еще одну работу - такую же свежую и актуальную, вызывающую восхищение и раздражение. Речь идет о книге Изабель Фонcеки (Isabel Fonsecа) «Похороните меня стоя: цыгане и их судьба», которая повествует о другой группе различным образом связанных друг с другом людей, не имеющей собственного независимого государства. Буллоу заключает: «История российского завоевания - это трагедия горных народов. Черкесы, горные турки, ингуши и чеченцы - все эти народы ужасно пострадали из-за того, что цари, генеральные секретари и президенты хотели, чтобы карта России выглядела определенным образом».