Хотя по-прежнему существуют разногласия по поводу того, как начался этот конфликт, одного отрицать нельзя: два года назад в эти выходные российские войска пересекли международно признанную границу и вторглись в Грузию. Они атаковали страну с помощью стратегических бомбардировщиков, продвинулись вглубь ее суверенной территории, лишили почти 127 тысяч этнических грузин их домов, признали независимость Абхазии и Южной Осетии и установили военную оккупацию, которая действует и сегодня.
Многое изменилось за последние два года, но не в лучшую сторону. Россия не только продолжает оккупировать грузинскую территорию, но и строит там военные базы, отказывая в доступе гуманитарным миссиям и наблюдателям, позволяя этнические чистки грузин в Южной Осетии и укрепляя административные границы отколовшихся регионов, чтобы превратить их в настоящие государственные границы. По оценкам ООН, более 100 тысяч этнических груизн, бежавших от российского вторжения, по-прежнему не вернулись в свои дома. Даже сегодня Россия продолжает нарушать соглашение о прекращении огня, достигнутое с помощью президента Франции Николя Саркози.
Несмотря на жизнь под постоянной российской угрозой, Грузия продолжает двигаться вперед. Почти 1000 грузинских солдат продолжают безо всяких возражений воевать рядом с нами в самых сложных районах Афганистана. В Грузии усиливается диктатура закона и борьба с коррупцией, а ее экономика растет такими темпами, что Всемирный банк назвал страну 11-м лучшим местом в мире для бизнеса. Выборы мэра, прошедшие в этом году в столице Грузии Тбилиси, были названы международными наблюдателями свободными и справедливыми. Хотя политические реформы в Грузии еще не завершились, представители Европейского парламента назвали выборы в Тбилиси “реальным шагом к демократическому развитию страны”.
Однако в России правозащитники по-прежнему подвергаются угрозам, плохому обращени и даже убийствам. В прошлые выходные мирные демонстранты, включая бывшего вице-премьера Бориса Немцова, были избиты и арестованы за попытку осуществить основные права, гарантированные российской конституцией. Если президент Дмитрий Медведев ищет образец политической и экономической модернизации, он может обратить свой взор на Грузию. А если администрация Обамы ищет отношения, которым действительно нужна “перезагрузка”, ей тоже стоит обратить свой взгляд на Грузию.
Администрация, похоже, больше хочет умиротворять авторитарную Россию, чем поддерживать дружескую грузинскую демократию, живущую в тени своего агрессивного соседа. Белый дом щедро заваливает Медведева длинными телефонными разговорами и частыми встречами, а внешнеполитические преимущества от этого очень скромны. Тем временем администрация не продемонстрировала особой готовности ко взаимодействию с грузинским руководством, к продвижению устремлений Грузии в НАТО, к помощи в восстановлении ее оборонного потенциала. До последнего времени администрация даже не была готова назвать присутствие российских войск в Грузии своими именами - оккупацией - не говоря уже о том, чтобы надавить на Россию, чтобы заставить ее вывести эти войска. Недавно Белый дом и госсекретарь Хиллари Клинтон сделали несколько обнадеживающих заявлений в поддержку Грузии; теперь им нужно превратить эти хорошие слова в улучшенную стратегию.
Если Медведев действительно хочет, чтобы в России главенствовал закон, он может привести свое правительство в соответствие с международным соглашением о возвращении российских сил на их довоенные позиции за пределами Грузии. Со своей стороны администрация Обамы могла бы помочь Организации для безопасности и сотрудничества в Европе разработать с Россией дорожную карту по окончанию оккупации Грузии - пошаговый подход, который мог бы привести к выводу российских войск, возвращению перемещенных лиц и восстановлению территориальной целостности Грузии. Если со стороны России прогресса не будет, это должно привести к последствиям: Медведев должен знать, что сотрудничество по Грузии - это приоритет США, и что если Россия не будет уступать по нашим приоритетом, не стоит ожидать, что Соедиенные Штаты станут помогать с ее приоритетами, такими, как вступление во Всемирную торговую организацию.
Грузии также требуется поддержка США в деле восстановления своего оборонного потенциала. Грузия делает больше для войны в Афганистане, чем многие из членов НАТО, к которому она желает присоединиться. Однако чрезвычайно сложно заставить администрацию согласиться предоставить грузинским войскам, ведущим боевые действия, даже самое простое вооружение, бронемашины и запчасти. Помимо этой краткосрочной помощи Грузии нужна и долгосрочная поддержка в деле ее собственной обороны. Это, вероятно, включает в себя противотанковое оружие, объекты ПВО, РЛС дальнего обнаружения и другие системы обороны, которые не следует неверно истолковывать как американская поддержка любого использования грузинской силы против сепаратистских регионов. Грузия всегда будет слабее России, но нет никаких причин оставлять ее уязвимой спустя два года после российского вторжения.
Несмотря на весь ущерб, нанесенный Грузии, и ее угрозы сделать еще больше, Россия не смогла выполнить свои стратегические задачи: демократическое правительство Грузии выжило и процветает. Отношения между США и Россией должны укреплять этот успех, а не ставить его под сомнение. У нас есть возможность поддержать превращение Грузии в сильную, целостную и свободную страну - но только если мы будем помнить, кто наши настоящие друзья.
Автор - сенатор-республиканец от штата Аризона и кандидат в президенты США на выборах 2008 года