Соединенные Штаты Америки, или, по крайней мере, весьма специфическая категория ее одержимых политикой граждан, в последние недели ведет активные дебаты на тему "Мечеть в эпицентре". Речь на самом деле идет о предложении исламской благотворительной организации построить в нескольких кварталах от места терактов 11 сентября общественный центр, в состав которого входила бы и мечеть. Споры и противоречия вызывают изумление по любым меркам. На мой взгляд, это идеальный пример того, как значительная часть американского политического спектра отреагировала на избрание Барака Обамы, полностью отказавшись от благоразумия. Эти люди даже притворяться не стали, что обладают распознаваемым и понятным с точки зрения разума отношением к государственному управлению и к надлежащей роли государства.
За марксиста меня принять трудно, но я не могу вспомнить других политических "дебатов", которые так живо напоминают о старом немецком законе истории, который проявляется "вначале как трагедия, а затем как фарс". Америка уже проводила прежде эти дебаты о свободе религии. Но в отличие от великих споров 18-го века по поводу религии и гражданства, которые вели американские отцы-основатели, и в которых логика и разум в итоге одержали верх, а право частных граждан на вероисповедание и отправление религиозных обрядов по своему усмотрению было признано неотъемлемым и абсолютным, нынешние дебаты отличаются невероятной степенью инфантильной иррациональности, жалкой сентиментальности и сознательного невежества. Республиканские оппоненты строительства мечети не довольствуются минимально последовательной позицией в своем противостоянии. Сначала они говорили о законах функционального зонирования городской территории, потом о сохранении исторического облика (сейчас на этом месте находится никчемная и ничем не примечательная груда кирпичей 19-го века); после этого они озаботились вопросами безопасности, затем заговорили о "порядочности" и уважении к жертвам 11 сентября, потом о необходимости противостоять "исламофашизму", и наконец, выступили против двойных стандартов (Саудовская Аравия не допускает религиозных свобод – вот и Америке, утверждают они – этого допускать не следует). Говорящие республиканские головы переходят от одного основания к другому с той легкостью и изяществом, с каким советский аппаратчик приводил неисчислимое количество причин для запрета антипартийных митингов. Они не довольствуются одной причиной, а вместо этого концентрируют внимание на том легком чувстве беспокойства, которое ислам вызывает у подавляющего числа американцев.
Таким образом, мы видим, что республиканцы, гордящиеся тем, что активно защищают "американскую исключительность" и непреклонно отстаивают "личные свободы", придерживаются таких взглядов на права личности, которые очень сильно попахивают фашизмом. Еще более удивительно то, что сделали они это быстрее, чем Дик Чейни мог замучить кого-нибудь до смерти, а старик Ельцин опустошить бутылку водки. Ислам, видите ли, разрушает врожденное внутреннее единство и связность "настоящей Америки" и вызывает "дискомфорт" у истинных ревнителей свободы. На самом деле, это провокация (заметьте, какое советское эхо) – строить мечеть столь близко к "благословенной земле" 11/09. А тот, кто с этим не согласен, не просто заблудшая овца, а враг, боец из пятой колонны, предатель и активный сторонник тех темных сил, которые быстро уничтожают западную цивилизацию.
Согласно этому мировоззрению, мусульмане, конечно же, вольны следовать своей варварской религии и верить в своего злого Бога, но делать это они должны на комфортном удалении от взглядов порядочных людей, чтобы никогда не беспокоить и не волновать "настоящих" американцев своим дурацкими обычаями, нарядами и привычками. Как обычно, Сара Пэйлин (Sarah Palin) с ее животным пониманием происходящего в духе мелкой низости и усиливающегося чувства незащищенности белой Америки из среднего класса дала весьма удобную рабочую версию такого рафинированного мышления. Вот что она заявила в Твиттере: "Сторонники мечети в эпицентре: неужели это не рвет вам душу, как рвет нам, жителям сердца Америки? Мирные мусульмане, пожалуйста, отрекитесь [так!]". Вот она, Пэйлин во всей ее красе: здесь и рефлексивное упоминание о "сердце родины", этом средоточии добродетели и чистоты, и стандартное безволие вкупе с жалостью к самим себе, нашедшее выражение в стремлении к тому, чтобы "мирные мусульмане" (т.е. кто-то другой) занимались решением этой проблемы.
Смысл этой статьи не в том, чтобы копаться в циничном лицемерии и нелогичности американских консерваторов, хотя это определенно приятно, пусть и не особо интересно. Нет, смысл в том, чтобы выступить с предостережением: несмотря на поверхностную видимость своей закоснелой идеологии, эти люди способны на что угодно. Несмотря на постоянную перекройку и перелицовку доводов в пользу "свободы выбора", на их кровожадное стремление экспортировать "демократию" и зубовный скрежет, слышимый всякий раз, когда "свобода" оказывается под угрозой, все это движение не более чем проявление стадно-групповой психологии. А поскольку в США двухпартийная система, в рамках которой популярность партии почти напрямую зависит от экономических успехов, и поскольку демократы взяли под свой контроль Белый Дом (а следовательно, и народное сознание) в период самого мощного экономического спада со времен Великой депрессии, республиканцы, несмотря на свой идиотизм и лицемерие, когда-нибудь вернутся на сцену. И если исторический опыт чему-то учит, то можно сказать, что сделают они это очень скоро.
Дорогой читатель, тебе это будет интересно, ибо русские всегда были и остаются чужаками, не являющимися, по мнению американских республиканцев, членами нашего стада/группы. Они не просто чужаки, они антиподы Америки из мира зла. Республиканцы питают к русским особую неприязнь, потому что русские, на их взгляд, подлые деспоты, а американцы демократы; русские зависят от государства, а у американцев свобода духа и независимость; русские до мозга костей коллективисты, а американцы упорные индивидуалисты. А раз вы не из их стада/группы, то да поможет вам Господь – ибо нет предела тем глупостям и помоям, которыми вас будут обливать республиканцы.
На самом деле, русским следует интересоваться американской внутренней политикой, даже если там обсуждают столь далекие от них вопросы, как "мечеть в эпицентре". Дело в том, что это будет иметь в итоге огромные последствия для международных отношений. Не могу выразить, насколько мимолетной окажется даже та спотыкающаяся и неполноценная "перезагрузка", которую осуществляет Обама. Республиканцы на предстоящих промежуточных выборах, скорее всего, возьмут в свои руки власть в Конгрессе в силу того простого факта, что уровень безработицы по-прежнему высок и снижаться не собирается. Как я уже пытался показать, они не будут довольствоваться проведением какой-то конкретной, пусть неприятной и недружелюбной политики. Нет, это будет сумасшедшее и постоянно меняющееся политическое варево, в котором станет царствовать невразумительный жаргон в сочетании с эмоционально заряженной чепухой, которая нацелена против "остальных". Мне очень нравится то скромное сближение, которое характерно для американо-российских отношений за последние 12 месяцев. Я думаю, что две страны могут договориться по многим важным вопросам. Но если вам нужен прогноз по их будущему развитию, следите за тем печальным спектаклем, который в последнее время разыгрывается в Манхэттене.