Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос (Juan Manuel Santos) и президент Венесуэлы Уго Чавес договорились восстановить дипломатические связи и прекратить очередную ссору в нестабильном Андском регионе. В течение последнего года, с того момента, как Чавес ограничил торговлю с Колумбией, между двумя странами постоянно нарастала напряженность. В прошлом месяце Чавес разорвал дипломатические связи с Колумбией в ответ на заявления уходящего колумбийского президента Альваро Урибе (Alvaro Uribe), который обвинил Каракас в том, что он дает приют леворадикальным повстанцам.
Восстановление связей укрепляет позиции Сантоса, который сумел добиться внешнеполитической победы уже через несколько дней после того, как принял президентскую присягу. Чавесу это, в свою очередь, позволяет выглядеть умеренным и готовым налаживать отношения с новым правительством Колумбии политиком в преддверии предстоящих 26 сентября выборов в нефтеносной Венесуэле.
Тем не менее, столкновение правых взглядов Сантоса с социализмом Чавеса в будущем, вероятно, еще приведет к новым трениям.
Между тем, лежащие в основе напряженности проблемы, в частности подозрения по поводу того, что колумбийские повстанцы используют территорию Венесуэлы, и недовольство Чавеса тесными связями Боготы с Вашингтоном, по-прежнему не разрешены. Впрочем, две страны договорились создать комиссию по рассмотрению вопросов безопасности. Отметим, что Колумбия – главный союзник США в регионе, а Венесуэла укрепляет связи с Россией, Китаем и Ираном.
Идеологическое родство Чавеса с колумбийскими марксистскими повстанцами заставляет Вашингтон и Боготу обвинять его в поддержке повстанческого движения, хотя лидер Венесуэлы недавно призвал боевиков сложить оружие.
Сантос утверждает, что он готов к переговорам с повстанцами, если они откажутся от насилия. Однако в прошлом они уже не раз заявляли, что настроены на переговоры, а затем пользовались полученной передышкой, чтобы перегруппироваться.
Важно, что Каракас и Богота до сих пор не восстановили в полном объеме международную торговлю, которую Чавес ограничил в прошлом году после того, как Колумбия согласилась в рамках борьбы с наркоторговцами и повстанцами расширить доступ американских военных к своим базам. По оценке центрального банка Колумбии, объем экспорта в Венесуэлу, в 2009 году составлявший 4 миллиарда долларов, в этом году упадет до 1 миллиарда.
Два лидера заявили, что они создадут комиссию по восстановлению коммерческих связей.
Сокращение экспорта из Колумбии усилило инфляцию в Венесуэле из-за отсутствия на рынке дешевого колумбийского продовольствия, однако снизило потребительские цены в Колумбии, что позволило центральному банку страны вести стимулирующую денежно-кредитную политику. Любой заметный рост экспорта в Венесуэлу окажет давление на колумбийский песо, который сейчас укрепляется благодаря инвестициям в нефтяную промышленность и горнодобывающую отрасль, и усилит инфляционное давление, что может заставить центральный банк повысить процентные ставки.
На торгах в среду колумбийская валюта, вероятно, вырастет – в понедельник, после того, как министры иностранных дел двух стран объявили о предстоящей встрече Сантоса и Чавеса, она поднялась на 0,35 процента. Эта новость может привести к снижению доходности по колумбийским облигациям – по данным отраслевой организации EMTA, шестого по популярности инструмента с фиксированной доходностью на развивающихся рынках, если судить по обороту вне страны.
Дипломатический конфликт практически не сказался на цене венесуэльских облигаций. Биржевиков больше интересуют состояние финансов Венесуэлы и ее планы по эмиссии гособлигаций, чем перепалки Боготы и Каракаса.