Одна из высших наград Российской Федерации была присвоена 84-летнему Анджею Вайде на основании указа президента Дмитрия Медведева "за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры", - сообщила вчера пресс-служба Кремля.
Как напомнил российский канал НТВ - "одной из самых громких премьер года стал показ фильма Катынь… о трагических событиях 1940 года, когда по приказу Сталина были расстреляны тысячи польских офицеров". Эта премьера была запоздалой (годом ранее фильм Вайды был показан всего в двух российских кинотеатрах), но важной – так как "Катынь" была показана на крупнейшем государственном канале российского телевидения.
Награждение Анджея Вайды, среди достижений которого – "Оскар" за совокупность творческих заслуг, почетный "Золотой медведь" за особый вклад в развитие кинематографа и каннская "Пальмовая ветвь" за картину "Человек из железа", отметили практически все российские СМИ и информационные агентства. Информационная программа первого канала государственного телевидения даже посвятила режиссеру специальный репортаж, в котором были показаны фрагменты более десяти лучших фильмов Вайды.
Беседа с Анджеем Вайдой
- Когда вы узнали о награждении?
- Только вчера, из польского посольства в Москве. Я счастлив не из-за самого ордена, а потому, что, насколько я понимаю, это награждение напрямую связано с фильмом "Катынь" и его показами в России.
- Российский телеканал НТВ вчера подчеркнул, что "Катынь" стала в России одной из самых громких премьер этого года.
- Когда год тому назад я демонстрировал "Катынь" в Москве на отдельных показах, у меня было впечатление, что история этой картины в России еще не окончена. А несколько месяцев спустя фильм был показан по российскому государственному телевидению, и даже дважды, благодаря чему его смогли увидеть миллионы россиян. Разумеется, это было бы невозможно без политических решений. И это также было бы невозможно без фундаментальных изменений, которые происходят на наших глазах в России: хотя бы во взгляде на историю. Я помню 8 мая этого года, когда в 65 годовщину окончания Второй мировой войны вместе с Брониславом Коморовским, исполнявшим тогда обязанности президента, я был в Москве на государственных торжествах и я не заметил ни единого портрета Сталина. Будто бы этот исторический сюжет был сознательно отодвинут. Это важный сигнал.
- В обосновании признания вам ордена Дружбы было сказано, что вы получили его за "большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры".
- Не секрет, что именно катынское дело было долгие годы тем препятствием, которое мешало и полякам, и россиянам. Мне особенно, ведь в Харькове был убит мой отец. Но в независимости от нашего отношения к Советскому Союзу, от всех политико-исторических проблем, нас всегда связывало кино. Мы дружили - я говорю сейчас от имени многих польских режиссеров, а не только своего - с Андреем Тарковским, Григорием Чухраем, с целой группой кинематографистов, которые в гораздо более сложных условиях, чем мы, пытались честно говорить о своей стране. И делали искреннее, замечательное кино, даже если это могло впоследствии им дорого стоить. Ведь польско-российское примирение происходит не только лишь на высшем политическом уровне. Я помню прошлогодний показ "Катыни" в московском Доме литераторов, где взяла слово молодая девушка: она назвала свое имя и фамилию и попросила всех зрителей встать и почтить память убитых польских офицеров минутой молчания. Я тогда подумал, что даже если уже ничего другого с этим фильмом не будет, то для этой девушки и ее прекрасного жеста, стоило его снять.