Споры о допустимости публикации в сети секретной информации не стихают и несколько недель спустя после того как на Wikileaks появились тысячи секретные документов американской разведки. Но, как говорит Кевин Полсон из журнала о компьютерных технологиях Wired, за этой утечкой с большой долей вероятности последуют новые.
По словам Полсона, "у Wikileaks есть еще 15 тысяч документов, касающихся Афганистана". "Мы подозреваем, что у них может быть 500 тысяч документов по Ираку за тот же период - с 2004 по 2009 год. У них может быть, кроме того, 260 тысяч тысяч записей дипломатических переговоров госдепартамента", - говорит Полсон.
Подозреваемые
Близ военной базы в американском штате Вирждиния ожидает суда рядовой первого класса сухопутных войска США Брэдли Мэннинг. 22-летний солдат был военным аналитиком в Ираке, а теперь подозревается в передаче секретных документов редакторам Wikileaks.
Мэннингу уже предъявлено обвинение в передаче сайту скандальной видеозаписи, сделанной военными во время обстрела, в результате которого был убит репортер агентства Рейтер.
Но многие эксперты уже указывают на другого подозреваемого, у которого, впрочем, нет лица. Имеется в виду реформа работы разведки и военных после трагедии 11 сентября 2001 года. Чтобы максимально обезопасить США от подобных нападений, спецслужбы стали активнее обмениваться имеющейся у них информацией. В результате у большего числа людей появился доступ к значительно большему объему информации.
Генерал Майкл Хейден, в свое время возглавлявший и ЦРУ, и американское Агентство национальной безопасности, говорит: меняя подход к работе разведки и военных, власти вполне осознавали сопутствующие риски.
"Большинство из нас знало, что, хотя это сделает работу военных и спецслужб более эффективной, рано или поздно кто-то воспользуется ситуацией. Мы понимали, что снимаем с корабля все водонепроницаемые двери, так что если возникнет утечка, это будет серьезная утечка", - поясняет Хейден.
Решение проблемы
Эксперты в области кибербезопасности тратят изрядное количество сил и времени на защиту от взлома или атаки извне. Но случай с Wikileaks в очередной раз напомнил о том, что угроза для системы может исходить изнутри.
Так было, конечно, всегда, просто с развитием технологий масштабы этой угрозы изменились.
Однако другое происшествие конца прошлого года - неудавшаяся попытка нигерийского пассажира взорвать направлявшийся в Детройт самолет - продемонстрировала, что спецслужбы по-прежнему сотрудничают между собой недостаточно. А это значит, что бессмысленно пытаться решать проблему, просто отказавшись от стратегии, принятой после 11 сентября.
С этим согласен глава Пентагона Роберт Гейтс. "Положим, один или несколько человек опубликовали секретную информацию. Значит ли это, что мы должны ставить под угрозу остальных солдат, отказывая им в доступе к информации, только для того чтобы не допустить повторения подобного? Я против такого решения", - говорит Гейтс.
Внимательнее следить
Но какое решение можно предложить в таком случае?
По слухам, Брэдли Мэннинг записал скандальное видео на обычный компакт-диск, выдав его за альбом Леди Гага. По мнению генерала Хейдена, прежде всего нужно внимательнее следить за работой персонала, имеющего доступ к электронным носителям с важной информацией.
После утечки возникли споры и о том, идет ли в таких случаях речь о реальной угрозе государственной безопасности или же о раскрытии информации, не способной повредить национальным интересам, но по тем или иным причинам утаиваемой военными.
Стивен Афтергуд, эксперт по безопасности из Федерации американских исследователей, полагает, что властям следует пересмотреть свой подход к определению тайны. "Нужно добиться того, чтобы секретной считалась только информация, которая действительно ни при каких условиях не может стать достоянием гласности", - говорит Афтергуд.
Пока же эксперты ожидают новых утечек, которые, несомненно, добавят аргументов в спор о том, что должно считаться секретной информацией, и как спецслужбам следует с ней обходиться.