25 мая американцы нанесли тайный воздушный удар в затерянном пустынном уголке йеменской провинции Мариб, целью которого стала группа агентов Аль-Каиды. Тем не менее сохранить все в секрете не удалось по причине серьезной ошибки. Не налаженный должным образом обмен информацией между американскими и йеменскими властями привел к тому, что в ходе бомбардировки был убит заместитель губернатора провинции. Этот человек, который пользовался уважением местного населения, отправился на переговоры с боевиками Аль-Каиды в надежде убедить их прекратить войну. Не став выражать на публике свое возмущение действиями американских союзников, президент Йемена Али Абдулла Салех все же взял на себя ответственность за рейд и заплатил выкуп племени погибшего чиновника.
Летом 2009 года, пока Барак Обама тянул с ответом на просьбы о подкреплении со стороны своих генералов в Афганистане, наблюдатели принялись обсуждать "картеризацию" нового президента-демократа. Картер (президент с 1976 по 1980 год) считается воплощением отвлеченного "правозащитничества" и виновником сокращения американского влияния на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Тем не менее, рассмотрев все факты, можно прийти к выводу, что восприятие Обамы как пацифиста и слишком мягкого в борьбе с терроризмом лидера все же не соответствует действительности. Дело в том, что его война с Аль-Каидой основывается на секретных операциях, руководство большинством которых доверено ЦРУ.
Скальпель наносит меньше ущерба, чем молот
"Впервые в нашей истории организация объявила нам тайную войну. Мы отвечаем ей тем же образом, используя лучшие секретные инструменты американской державы", рассказал New York Times депутат от демократической партии Адам Смит (Adam Smith). Этот парламентарий также является членом комиссии по вооруженным силам и комиссии по разведке Палаты представителей, что дает ему доступ к большей части засекреченных оборонных документов.
В Белом доме контроль за этой невидимой войной был доверен советнику президента в области борьбы с терроризмом Джону Бреннану (John Brennan). Бывший глава операций ЦРУ, руководитель станции "Средний Восток" и второй человек в агентстве Langley, Бреннон родился отнюдь не вчера. В ходе конференции в Вашингтоне в мае этого года он объяснил, что в войне с терроризмом Америка перешла от стратегии "молота" к стратегии "скальпеля". По сравнению с молотом скальпель создает гораздо меньше шума и "сопутствующего ущерба".
Эта стратегия, получившая поддержку обеих партий в Конгрессе, идет вразрез с идеями неоконсерваторов Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz), в рамках которых борьба с исламским терроризмом основывается на "смене режима" и военной оккупации иностранных государств.
Всем известно, что с момента своего вступления в должность Обама активизировал деятельность ЦРУ в племенной зоне Пакистана, основным элементом которой стало "точечное" уничтожение лидеров Аль-Каиды с помощью пусков ракет Hellfire с американских беспилотников. Тем не менее, эпизод с арестом нигерийского террориста (он намеревался взорвать гражданский самолет на трансатлантической линии) 25 декабря прошлого года показал, что заговоры против США не составляются теперь исключительно вокруг Гиндукуша. Аль-Каида уже потеряла всю свою афганскую сеть в конце 2001 года, тогда как сегодня ее пакистанские ячейки тоже понесли серьезный урон из-за развития сотрудничества Пентагона и штаба командующего армией генерала Каяни.
Недоказанная эффективность
Другие исламские страны, где контроль государства крайне слаб или не существует в принципе, стали новым прибежищем злейших врагов западной цивилизации. Самые опасные террористы сидят сейчас в Сомали или Йемене ("загородная резиденция" членов Аль-Каиды, которые манипулировали злосчастным нигерийцем), где у них есть все возможности для тренировок новобранцев. За последние десять месяцев ЦРУ провело несколько тайных рейдов на территории Сомали, чтобы попытаться устранить воинов "мирового джихада".
До "промаха" 25 мая на территории Йемена проводились и другие удары. С переменным успехом. Так, в декабре осколочными бомбами (кстати говоря, их использование запрещено женевскими конвенциями) был стерт с лица Земли тренировочный лагерь Аль-Каиды в пустыне. В то же время взрывами задело и расположенный по соседству лагерь кочевников. Опытная в информационной войне Аль-Каида сразу же засняла окровавленные тела женщин и детей, чтобы показать эти кадры по спутниковому телеканалу Аль-Джазира и усилить тем самым антиамериканские настроения в регионе.
Тем не менее, сомалийские и йеменские пустыни являются для лидеров Аль-Каиды лишь вторичными источниками новобранцев. Главной зоной поиска желающих пополнить ряды организации стало киберпространство. "Во время терактов 11 сентября в сети существовало лишь полтора десятка исламистских сайтов экстремистской направленности. Сегодня же их тысячи по всей планете!", объяснил Figaro Арно де Боршграв (Arnaud de Borchgrave), бывший военный репортер, а ныне глава специального департамента по Пакистану престижной экспертной группы CSIS. "У Бреннана хватило ума это понять, и он сделал контроль над киберпространством одним из приоритетов наших разведслужб".
Проблема Белого дома заключается в том, что эти невидимые войны еще никак не доказали своей эффективности. В Вашингтоне все еще задаются вопросом, действительно ли они ослабляют противника или лишь наоборот способствуют притоку к нему новых сторонников. Пример Йемена, где посольство США просто кишит агентами ЦРУ, мягко говоря, не слишком вдохновляет. Ни у кого язык не повернется сказать, что позиции Аль-Каиды в стране ослабли с октября 2000 года, когда на эсминец USS Cole было совершено нападение с помощью заминированной лодки (17 американских моряков погибли).
Реальность такова, что 9 лет спустя после трагедии 11 сентября Америка все еще не может найти адекватный ответ на направленную на нее ненависть исламистов.