Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Нет, это не мечеть. Речь, фактически, идет о клубе мусульманской общины, очень похожем на подобного рода здания еврейских общин, разбросанные по всему Нью-Йорку. В самом здании, рядом с плавательным бассейном, будет располагаться небольшая мечеть или "молельная комната", как принято выражаться в политкорректной Америке. Нет, это здание не будет построено непосредственно на территории "Гранд-зиро". Поблизости, но не там.
Все эти "незначительные" данные почему-то отсутствуют в репортажах ультраконсервативной телестанции "FOX news". Тот, кто смотрит новости "Фокс-ньюс" может решить, что на месте падения башен-близнецов, в манхэттенском даун-тауне, собираются построить мечеть Аль-Акса и мемориал, увековечивающий подвиги Усамы бин-Ладена.
Скандал вокруг строительства мечети в Манхэттене уже давно перестал опираться на факты. Эта история приобрела масштабы подлинной эмоциональной бури, истоки которой в подсознании американцев. Эта история может многое рассказать нам о сегодняшнем положении Америки. О положении консервативной американской идеологии.
Как всегда, Америка – это самодостаточный микрокосм. Америка не то место, где быстро прощают обиды врагам. Это не то место, где работает архаическая аргументация о положительных сторонах ислама. Американцы помнят террор 11 сентября и видят его продолжение в Ираке и Афганистане. После террористической атаки 2001 года американские элиты с укоризной попеняли толпе: теперь вы видите, что происходит, когда мы пытаемся отгородиться от остального мира и не желаем следить за происходящими в мире процессами.
Почти десять лет спустя простой американец читает еженедельник "Таймс", который показывает ему несчастное лицо афганской девушки который талибы отрезали уши и нос. Этой фотографии американцу достаточно, чтобы понять, кем являются террористы, отождествляющие себя с идеологией ислама.
Именно поэтому мечети (не только та, что должна быть построена на Манхэттене) стали проблемой в США. После десятилетней войны с мусульманскими террористами американцам трудно отделить "хороших мусульман" от "плохих".
В разгар экономического кризиса, когда военные самолеты привозят на "большую землю" гробы, укрытые американскими флагами, попробуй убеди безработного американца из Нью-Джерси, что существует другой ислам. Иными словами: проблема американцев связана не с "Гранд-зиро", как таковым. Поэтому в США усиливается протест против строительства мечтетей. Даже тех мечетей, которые не находятся в двух кварталах от места падения башен Всемирного торгового центра.
В то же время, инициатор строительства общинного мусульманского дома не удосужился проявить минимальную чувствительность и понимание политической ситуации. Нью-йоркцы – люди открытые и либеральные, однако трагедия 11 сентября остается открытой и кровоточащей раной для жителей Большого Яблока. Ультраконсервативные силы только и ждали подходящего случая. И он им предоставился.
Традиционный американский консерватизм, имеющий долгую историю, всегда исповедовал американскую обособленность от международных проблем. Одним из важнейших постулатов американской консервативной идеологии является признание права частного человека вести свою жизнь с минимальным вмешательством со стороны правительства. Пожилой республиканец-традиционалист сказал бы так: ""Может быть я не люблю мусульман, но я не имею права мешать человеку, приобретшему здание за свои деньги, создавать в нем мечеть, синагогу или рыбный ресторан".
Точно так же, сказал бы этот самый республиканец, нельзя высчитывать из заработной платы того или иного гражданина обязательный налог на здравоохранение. Однако новый американский консерватизм, который набирает силу по всей стране (можно привести в пример организацию "Чайная церемония"), исповедует иные взгляды. Он включает в себя элементы классического национализма, он стремится к созданию сильного правительства, считает необходимым американское вмешательство в дела иностранных государств. И главное - ему присуща "старая, добрая" ксенофобия, подозрительное отношение к "чужакам". Мечеть в "Гранд-зиро" - прекрасная возможность для новых консерваторов продемонстрировать свое мировоззрение.