Прошло полтора года с тех пор, как Барак Обама нажал на кнопку "перезагрузки" в отношениях с Россией, но пока примирение страдает слабостью, неполнотой и наличием политических разногласий. Конечно, Россия для Соединенных Штатов союзник непростой. Авторитарная, но небезопасная, экономически могущественная, но технологически отсталая, эта страна бросает вызов американским президентам с самого окончания холодной войны. И последние новости оттуда оптимизма не внушают. Арест в июле бывшего заместителя премьер-министра и лидера оппозиционного движения "Солидарность" Бориса Немцова вызвал острейшую критику в адрес России со стороны администрации Обамы. А в прошлую среду Россия объявила о том, что разместила зенитно-ракетные комплексы в Абхазии – регионе, вышедшем из состава Грузии во время августовской войны 2008 года. Это заявление вряд ли могло порадовать Соединенные Штаты, которые вот уже два года пытаются ослабить существующую там напряженность.
Но каким бы трудным ни было это партнерство, Вашингтон не может себе позволить не сотрудничать с Москвой. Рональд Рейган в общедоступной форме изложил принцип такого сотрудничества – "доверяй, но проверяй". Это было хорошее руководство к действию для участников переговоров по сокращению вооружений во времена холодной войны, но оно сохраняет свою актуальность и сегодня. Взаимодействие это единственный способ для продвижения вперед. И вот десять причин, почему это так.
1. Российское ядерное оружие по-прежнему представляет угрозу существованию США. Двадцать лет спустя после падения Берлинской стены у России в арсенале остаются тысячи ядерных боезарядов, причем сотни из них нацелены на американские города и находятся в состоянии полной боевой готовности. Эта угроза сама по себе не исчезнет; для сокращения арсенала потребуется проведение прямых двусторонних переговоров по контролю вооружений между Россией и Соединенными Штатами. Новый договор о сокращении стратегического ядерного оружия, обсуждение которого предстоит в Сенате, это очередное соглашение в длинном списке двусторонних договоров по контролю вооружений между двумя странами, начало которому было положено в разгар холодной войны. По сей день он остается единственным механизмом, дающим американским инспекторам доступ на секретные ядерные объекты в России. Первый договор СНВ был крайне важен для обуздания выходившего из-под контроля наращивания ядерных вооружений во времена холодной войны; а согласно новому соглашению СНВ стратегические арсеналы развернутого ядерного оружия должны быть сокращены еще на 30 процентов – с нынешнего количественного уровня в 2200 единиц до 1550 боезарядов с каждой стороны. Более того, президент Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев согласовали долгосрочный целевой ориентир по полному уничтожению ядерного оружия. Но добиться этого они смогут, только если будут работать вместе.
2. Россия имеет решающее значение при голосовании на международной арене. Являясь одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, Москва обладает правом вето и может налагать запрет на любую резолюцию, принимаемую этим международным органом. Она поступила так совсем недавно, когда предпринимались попытки ввести более жесткие санкции против Ирана; она делала это в 2009 году, когда такие же попытки осуществлялись в отношении Северной Кореи, проведшей свои вторые ядерные испытания. Если Россия будет поддерживать такие резолюции, то это поможет убедить Китай и прочие страны не блокировать их. Взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном после начала политики перезагрузки служат в качестве усилителя для американской дипломатии. Россия играет не менее важную роль в таких экономических организациях, как "Группа восьми" и "Группа двадцати", помогая формировать скоординированные подходы в борьбе с экономическими угрозами. Так, в 2008 году Россия поддержала резолюцию "двадцатки", предусматривавшую отказ от протекционизма и от создания новых барьеров на пути инвестиций и торговли.
3. Россия большая страна. Ее границы проходят по Европе, Центральной и Восточной Азии и по Арктике. Во всех этих регионах у США имеются важные интересы, и они не могут допустить возникновения там деструктивного соперничества. В условиях продолжающейся кампании контрпартизанской борьбы в Афганистане Соединенные Штаты крайне заинтересованы в стабильности региона Центральной Азии. Они зависят от России не только в плане непосредственного содействия в тыловом обеспечении и предоставления информации, но и в устранении угроз, подобных недавней вспышке политических беспорядков и насилия в Киргизии. Исторически сложившиеся связи Москвы с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве по-прежнему крепки и весомы. Москва имеет ключевое значение для урегулирования "замороженных конфликтов", мешающих таким странам как Молдавия, Грузия и Азербайджан добиваться экономического благосостояния и продвигаться вперед к членству в ЕС. Так, недавно Москва вновь проявила интерес к урегулированию замороженных конфликтов в Нагорном Карабахе и Приднестровье. Несмотря на недавний ввод войск в Абхазию, урегулирование путем переговоров в отношении этой территории все еще возможно. В рамках такого урегулирования часть территории Абхазии может быть возвращена Грузии, а взамен она сохранит свой автономный статус вместе с другой самопровозглашенной республикой - Южной Осетией.
4. Большое значение имеет окружающая среда России. Как наглядно и весьма драматично продемонстрировали катастрофические пожары, возникшие в западной части России, эта страна является одновременно жертвой климатических изменений в мире и хозяйкой больших природных богатств, в том числе, серьезно выгоревших лесов, которые необходимы для предотвращения глобального потепления. Занимая более десяти процентов земной суши, обладая огромными запасами пресной воды и океанскими ресурсами, плюс залежами едва ли не всех элементов периодической таблицы, Россия является незаменимым партнером в вопросах ответственного распоряжения мировой окружающей средой. Что касается климатических изменений, то здесь предстоит серьезная работа, однако прогресс очевиден. Россия сегодня занимает четвертое место в мире по объемам выбросов; но подписав Копенгагенское соглашение, она взяла на себя обязательство сократить эти выбросы на 20-25 процентов ниже уровня 1990 года. Еще одним негативным моментом является то, что Россия сжигает в факелах попутный газ во время добычи нефти. Однако Медведев дал согласие собирать 95 процентов газа, уходящего сегодня в атмосферу в процессе сжигания. В прошлом году он также подписал первый в России закон об энергоэффективности, который требует, чтобы товары имели соответствующую маркировку по уровню энергоэффективности, а также вводит запрет на использование ламп накаливания после 2014 года. Да, Россия в других своих обязательствах не успевает по срокам и результатам. Но подобно тому, как Китай провел генеральную уборку перед Олимпиадой в Пекине, Москва тоже может претворить свою решимость в реальность с удивительной скоростью, если будет правильно и в достаточной мере налажено международное сотрудничество. Между тем, Россия обладает огромными природными запасами всего того, что очищает климат: только в ее сибирских областях имеется больше вырабатывающих кислород лесов и запасов пресной воды, чем во всей континентальной Европе.
5. Россия богата. России принадлежит буква "Р" в названии знаменитой группы стран с переходными экономиками – БРИК. Она является 12-м по размерам рынком в мире, а по валютным запасам Россия стоит на третьем месте. И роль этой страны на мировых рынках только возрастает. Россия это важный игрок в сырьевой торговле; там работает неустойчивая, но все более привлекательная фондовая биржа; и эта страна открыта для иностранных инвестиций – причем даже в тех отраслях, которые принадлежат государству. Российские компании все чаще смотрят за пределы страны, стремясь к формированию стратегических партнерств, к приобретению активов и к реализации там своей продукции. Будучи страной, очень болезненно пережившей мировой финансовый кризис (экономический рост там в 2009 году сократился почти на 8 процентов), Россия крайне заинтересована в недопущении повтора таких событий. Несмотря на периодические отступления, такие как введение запрета на экспорт зерна после летних пожаров, Россия твердо настроена на вступление во Всемирную торговую организацию с ее свободной торговлей. Она стремится получить более широкий доступ к американским и европейским технологиям и к управленческим знаниям, чтобы проводить у себя модернизацию. Чрезмерная бюрократия и широко распространенная коррупция создают самые серьезные препятствия на пути дальнейшего экономического развития России. Но Медведев в своем стремлении к модернизации очень активно начал говорить о необходимости устранения данных проблем; и сотрудничество с более прозрачными странами Запада, такими как США, поможет в этом деле.
6. Одно слово: энергия. Америка со своим образом жизни очень сильно зависит от стабильных и предсказуемых цен на сырьевые товары – особенно на бензин, природный газ и уголь. А Россия играет важную роль в добыче, производстве и ценообразовании на эти органические виды топлива. Россия обладает примерно четвертью известных общемировых запасов газа, и в настоящее время она обеспечивает более двадцати процентов глобального экспорта. Она занимает второе место в мире после Саудовской Аравии по добыче нефти и обладает вторыми в мире запасами угля после Соединенных Штатов. Хорошая новость для Вашингтона заключается также в том, что Россия не является членом картеля нефтедобывающих стран ОПЕК. Благодаря этому она обладает гораздо большей свободой действий и может вместо сокращения экспорта наращивать его, снижая тем самым цены. Когда речь заходит о поставках энергоресурсов на рынок, многие, несомненно, вспомнят о так называемых газовых войнах между Россией и Украиной и между Россией и Белоруссией, из-за которых Восточная Европа в последние годы несколько раз начинала замерзать. В значительной мере проблема заключается в советском наследии – энергетической инфраструктуре западных соседей России, которые могут перекрывать российские газовые поставки на Запад. Москва в настоящее время изыскивает пути решения этой проблемы вместе с США, Китаем и Западной Европой, что потребует строительства новых трубопроводов через Балтийское и Черное моря, а также через Сибирь.
7. Россия это верная союзница в войне с террором (и прочими бедствиями). Даже в мрачные дни после российско-грузинской войны 2008 года Москва и Вашингтон продолжали эффективно сотрудничать в вопросах борьбы с терроризмом, наркотиками, в предотвращении распространения инфекционных заболеваний и противодействии им, а также в других приоритетных областях, связанных с безопасностью. В последнее время две страны работают в рамках двусторонней президентской комиссии, координируя стратегию оказания помощи после катастроф, таких как землетрясение на Гаити и столкновения в Киргизии. И Вашингтон, и Москва признают, что быстрый и хорошо организованный ответ на такие кризисы имеет ключевое значение для недопущения слабостей и их эксплуатации - скажем, экстремистскими группировками, которые были бы только счастливы заполнить вакуум государственной власти. Россия также является важнейшим партнером США в их правоприменительной деятельности по борьбе с организованной преступностью и с финансированием терроризма. Две страны в настоящее время вычисляют маршруты контрабанды в Центральной Азии. А Россия делится с Соединенными Штатами информацией, касающейся тайных сетей финансирования талибов и афганских полевых командиров.
8. Дороги в Тегеран и Пхеньян идут через Москву. Россия поддерживает уникальные отношения с Ираном и Северной Кореей – а эти страны вызывают наибольшую обеспокоенность у Вашингтона в плане ядерного нераспространения. В прошлом Кремль использовал свое влияние для сохранения возможностей по ведению переговоров. Он направлял высокопоставленных дипломатов в Тегеран и предлагал ему такие стимулы, как содействие в освоении мирного атома и поставки вооружений (правда, Москва медлит с поставками современных зенитно-ракетных комплексов С-300, которые можно использовать для срыва воздушного нападения США и Израиля). Вашингтон сегодня больше чем когда-либо нуждается в союзниках, обладающих такими рычагами воздействия, чтобы карать нарушителей и препятствовать распространению ядерного оружия во всем мире. Необходимо также личным примером возглавлять движение нераспространения; а поскольку Соединенные Штаты и Россия это крупнейшие в мире ядерные державы, то на них смотрят как на законодателей стандартов. Если они не сумеют ратифицировать свое последнее скромное соглашение по взаимному контролю ядерных вооружений, то им будет трудно призывать другие страны идти на такие же меры в области нераспространения.
9. Россия может быть миротворцем. Москва способна играть определенную роль в урегулировании ключевых региональных конфликтов. А если она того захочет, то сможет также чинить помехи на пути прогресса. Россия является членом ближневосточного "квартета", ведущего шестисторонние переговоры по денуклеаризации Северной Кореи, а также участницей рабочих групп, занимающихся урегулированием конфликтов на постсоветском пространстве. Это Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а также группа 5+2 по Приднестровью. В таких постсоветских регионах Россия обладает уникальной способностью вносить важный вклад в мирное урегулирование территориальных споров, обеспечивая торговое и экономическое сотрудничество с и между бывшими противниками, а также выступая в качестве миротворца после достижения окончательной договоренности об урегулировании. На Ближнем Востоке Россия по-прежнему управляет важной коммерческой и разведывательной сетью и имеет большое влияние на сирийцев, которых необходимо призывать играть более продуктивную роль в арабо-израильском мирном процессе.
10. Россия покупает американские товары. Пока американская экономика барахтается, пытаясь выбраться из рецессии, буквально каждый соглашается с тем, что увеличение экспорта это ключевой компонент экономического подъема. А Россия это крупный рынок. Такие американские компании как Boeing, International Paper и John Deere вложили миллиарды в свои дочерние и совместные предприятия в России. В целом в России сегодня занимается бизнесом более тысячи американских компаний. Они работают там не только для того, чтобы пользоваться ее огромными природными ресурсами и высококвалифицированной рабочей силой, но и с тем, чтобы удовлетворять ее потребности в американских товарах. Российскому среднему классу нужны товары широкого потребления, и компании страны все активнее стремятся к приобретению передовой американской техники и оборудования. В период с 2004 по 2008 год, когда нанес свой удар финансовый кризис, объем торговли между США и Россией вырос на сто с лишним процентов до годового показателя в 36 миллиардов долларов. И хотя в 2009-м эта цифра снизилась на треть, существует большой потенциал для развития и налаживания более сбалансированных торговых отношений в предстоящем десятилетии.
Короче говоря, Россия необходима. И пока Соединенные Штаты участвуют в мировой экономике и имеют интересы за пределами своих границ, у них не будет иного выбора, кроме поддержания отношений с Россией. А хорошие отношения - это еще лучше.
Джеймс Ф. Коллинз был послом США в России с 1997 по 2001 год. Он возглавляет программу по России и Евразии в Фонде Карнеги за международный мир. Мэтью Рожански является его заместителем.