На конференции в Кембридже, штат Массачусетс, проходившей в феврале 1992 года, я с группой советников молодого российского правительства реформ обсуждал вопрос о том, как провести в стране приватизацию.
Главная цель приватизации заключалась в создании рыночной экономики, и губительный захват собственности руководителями государственных предприятий надо было остановить. Приватизация должна была стать простой и популярной, чтобы победить этих руководителей. Благодаря программе "лизинга", принятой бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым, руководители могли покупать государственные компании для себя. Если это не конфликт интересов, то я даже не знаю, как это назвать.
Поскольку руководители не были уверены в своих правах собственников, они постепенно переводили активы государственных предприятий в "кооперативы", регистрировавшиеся на их имя. Создавались такие кооперативы на основании горбачевского закона от мая 1988 года. Эти люди грабили страну, переводя собственность тысяч государственных компаний в свои частные фирмы.
Нашей работой руководил профессор из Гарварда Андрей Шлейфер (Andrei Shleifer) – один из самых авторитетных в мире экономистов и специалистов по приватизации. С российской стороны эту работу возглавляли Дмитрий Васильев и Максим Бойко, являвшийся главным советником Анатолия Чубайса, руководившего российской программой приватизации.
У меня была весьма ограниченная роль, но я настаивал на ваучерной приватизации, чтобы создать противовес государственным управляющим и запустить приватизацию очень быстро, прежде чем мобилизуются реакционные силы, и пока хозяева не разрушили эти компании. Чубайс согласился с нашим общим мнением. В августе 1992 года президент Борис Ельцин представил план ваучерной приватизации в своей речи, посвященной годовщине августовского путча 1991 года.
В итоге Чубайсу пришлось пойти на компромисс с государственными управляющими. Фактически он позволил им захватить пятую часть акций крупных государственных компаний, в то время как работники предприятий получили примерно сорок процентов. И лишь 22 процента акций 16000 крупных корпораций были проданы на ваучерных аукционах. Тем не менее, решающей стала окончательная распродажа ваучеров. Приватизация состоялась. Амбициозные предприниматели внезапно осознали, что могут осуществлять враждебные поглощения, что они и сделали. Старые руководители могли сократить расходы, но только новые владельцы были способны мыслить стратегически и создавать все заново.
Приватизация стала ключом к успешному построению капитализма в России, который в период с 1999 по 2008 год обеспечивал средние годовые темпы роста в 7 процентов. Российская рыночная реформа в своем слегка упрощенном виде была реформой приватизационной. Цель приватизации никогда не заключалась в повышении государственных доходов.
В некоторых крупных компаниях старые руководители имели слишком хорошие связи или были слишком криминальными, чтобы одержать над ними верх. Их предприятия с плохим качеством управления нельзя было спасти без приватизации. Это стало одним из побудительных мотивов для приватизации конца 1995 года, которая проводилась по принципу кредиты в обмен на акции. Тогда было приватизировано 12 крупных компаний, в том числе, половина нефтяной отрасли. С экономической точки зрения это была самая успешная приватизация; но поскольку руководство и собственность перешли в руки чужаков, прежние доверенные и знающие люди начали громко жаловаться. Кроме того, как оказалось, более важным было политическое согласие.
В результате приватизации по принципу кредиты в обмен на акции добыча нефти в стране в период с 1999 по 2004 год увеличилась на 50 процентов, что стало полной неожиданностью. Прежде существовало общепринятое мнение, что российские освоенные месторождения исчерпали свои возможности, но ставшие хозяевами олигархи приняли правильное решение, пригласив иностранные компании по оказанию услуг в целях наращивания добычи и рационализации финансирования и производства. В отличие от них, "АвтоВАЗ" долгие годы оставался под руководством своего прежнего управляющего, в результате чего компания начала плохо функционировать, и произошла ее криминализация.
С 2004 года добыча нефти в России стабилизировалась по причине конфискации "ЮКОСа" и покупки "Сибнефти" "Газпромом". "Роснефть" и "Газпром" это вопиющие примеры экспроприации и стагнации. Выгоду от этого получили только их руководители и, возможно, высокопоставленные чиновники.
Хотя государственные корпорации снова начали расширяться, произошло это благодаря государственным захватам, а не механизмам свободного рынка. Как это обычно бывает с государственными компаниями, они снизили свою экономическую эффективность. Российские госкорпорации снова стали подвергаться эксплуатации ради обогащения коррумпированных и влиятельных инсайдеров из круга "своих" людей. В результате резко сократились темпы экономического роста в стране.
Столь же катастрофическую политику проводит только самовлюбленный президент Венесуэлы Уго Чавес. Конечно же, он добрый друг премьер-министра Владимира Путина и его заместителя Игоря Сечина – а это самые деструктивные силы в российском правительстве. Венесуэла за последние 10 лет переживает самый мощный экономический спад, сократив добычу нефти в стране с 3,2 миллиона баррелей в день в 2000 году до 2,4 миллиона в 2009-м, несмотря на наличие больших запасов. Довольно тревожно думать о том, что Путин и Сечин считают экономическую модель Чавеса достойным примером для подражания.
Вот поэтому-то России нужна новая масштабная приватизация. Главная цель при этом заключается не в увеличении государственных доходов, а в сокращении размеров и уменьшении влияния государственных компаний, доля которых в корпоративном секторе России составляет не менее половины. Главная цель приватизации – сделать российскую экономику более эффективной. Кроме того, благодаря приватизации должна сократиться коррупция, поскольку уменьшится сила и власть государственных управленцев. Но этого не добьешься путем продажи миноритарных пакетов 11 российских государственных корпораций на сумму 29 миллиардов долларов, о чем несколько недель тому назад говорил министр финансов Алексей Кудрин.
Более полезными могут оказаться другие формы приватизации. Очевидно, что время ваучерных приватизаций и распродаж под лозунгом "займы в обмен на акции" прошло. Главная цель приватизации должна заключаться в смене собственников государственных компаний, а не в передаче им дополнительных ресурсов. Они должны стать по-настоящему частными, а следовательно, выгнать своих совершенно некомпетентных управляющих, которые осуществляют в госкорпорациях массовую "приватизацию для своих". Зачастую трудно понять, кому принадлежат крупные "государственные компании", такие как "Газпромбанк" – государству или узкому кругу "своих людей". Лидеры оппозиции Борис Немцов и Владимир Милов хорошо написали об этом в своей книге "Путин и "Газпром"". Нынешние инсайдерские приватизации напоминают горбачевский период, а мы все хорошо знаем, чем это закончилось.
Пожалуй, оптимальное решение заключается в сочетании двух методов: это первоначальная открытая подписка на контрольный пакет акций и публичные аукционы по отдельным компаниям или активам. Безусловно, будет трудно полностью избежать коррупции в процессе приватизации в стране, где она распространена повсеместно. Но благодаря увеличению числа частных предприятий и сокращению количества государственных можно будет, по крайней мере, снизить степень коррупции в России.
Приватизация должна разукрупнить монополистические госкорпорации, изгнать их руководителей, повысить уровень прозрачности и улучшить качество корпоративного управления. А доходы государства – это вторично.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им Петерсона (Peterson Institute for International Economics). Совместно с Сергеем Гуриевым и Эндрю Качинсом (Andrew Kuchins) он написал книгу "Russia after the Global Economic Crisis" (Россия после глобального экономического кризиса). С 1991 по 1994 год он работал советником российского правительства по вопросам экономики.