В Соединенных Штатах и на Западе в целом ведутся споры о строительстве мечетей в разных американских городах. Эти споры недавно стали еще более ожесточенными, после того как исламский центр в Нью-Йорке предложил пострить еще одно здание рядом с местом, на котором стояли разрушенные терактом 11 сентября 2001 года башни-близнецы. Этот теракт унес жизни 2500 американцев и граждан других стран.
Дискуссии на этот счет начались по инициативе особо преданных правым идеям людей. Среди них были члены конгресса от республиканской партии, а также бывшая кандидат на пост вице-президента Сара Пэлин. Точка зрения противников строительства исламского центра состоит в том, что теракт, в ходе которого были разрушены башни Всемирного торгового центра и погибли невинные люди, совершили исламские экстремисты, и поэтому нельзя строить исламский центр в том же районе, в котором погибли жертвы теракта. Они совершенно открыто заявляют, что не против ислама как религии, однако считают, что строить исламский центр рядом с местом трагедии неправильно: "Что мы скажем детям жертв этого теракта, когда они увидят мечеть на том самом месте, где погибли их родители?"
Другая точка зрения, сторонники которой выступают в поддержку строительства исламского центра в Нью-Йорке, заключается в том, что строительство мечети рядом с местом трагедии станет символом движения вперед, согласия и единства американского народа, его преданности американской Конституции и демократическим принципам, которые прововедовали отцы-основатели. Так, мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг четко обозначил свою позицию, встав на защиту религиозной свободы в городе, и, таким образом, было принято окончательное решение о строительстве.
Разногласия по поводу строительства мечетей возникли не только в Нью-Йорке. Газета "New York Times" опубликовала мнения жителей разных городов и штатов касательно этого вопроса. Некоторые граждане выступают против строительства мечетей, церквей и синагог рядом со своими домами, потому что близость культовых сооружений причиняет определенные неудобства жителям района. Такая позиция понятна. Однако больше всего сложностей создают религиозные фанатики в некоторых церквях, которые занимают жесткую крайнюю антиисламскую позицию, считая, что ислам проповедует насилие, и ссылаясь на террористические акты в Соединенных Штатах, странах Европы и даже на Ближнем Востоке.
Внутренние проблемы Соединенных Штатов, среди них безработица и ксенофобия, стали негативно сказываться на американских мусульманах. Например, в штате Калифорния общественное мнение настроено категорически против эмиграции из стран Латинской Америки (преимущественно Мексики). И вслед за неприязнью к эмигрантам появилось негативное отношение к строительству мечетей.
Меня не удивляют споры о строительстве мечетей в Соединенных Штатах, потому что в большинстве своем эти споры касаются вовсе не исламской религии. Хотя некоторые фанатики и пытаются в дискуссиях использовать религию (как это повсеместно происходит у нас, в арабском мире), все же диалог ведется о конституционных гражданских правах, которыми обладают мусульмане, проживающие в США; у них, как и любых других граждан, есть право строить религиозные сооружения.
Сегодня в Соединенных Штатах существует более 1900 мечетей, и их число постоянно растет, в соответствии с потребностями мусульман. Это не значит, что споры вокруг строительства мечетей прекратятся. Это означает лишь, что американский народ и правительство верны принципам демократии и Конституции, которая гарантирует всем право на совершение религиозных обрядов, пока место для совершения обрядов не используется для распространения деструктивных идей и призывов к насилию и терроризму. Хотелось бы, чтобы наша страна стала свободной и демократической, чтобы ее народ и правительство оставались верны принципам свободы вероисповедания для всех религий.