Россияне передали главному военному прокурору Польши Кшиштофу Парульскому (Krzysztof Parulski) 11 томов дела по расследованию катастрофы под Смоленском.
"Передача следующих материалов может произойти в течение месяца", - пообещал вчера в Москве заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев.
Что находится в томах, которые окажутся в Польше? По словам Звягинцева – копии протоколов допросов свидетелей, протоколы осмотра места катастрофы и фотодокументация. Там также есть описание документов и предметов с места трагедии и протоколы опознания. Звягинцев также сказал, что удалось найти свидетелей, которые записали на мобильный телефон тот момент, когда самолет загорелся. "Запись подтвердила время катастрофы", - добавил он.
Может ли в этих материалах содержаться ключевая для выяснения причин катастрофы информация? "Из того, что нам известно, это существенные для следствия материалы, так что они, несомненно, поспособствуют его продвижению вперед", - говорит пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Матеуш Мартынюк (Mateusz Martyniuk).
Россияне еще не передали протоколов вскрытия (у польских следователей есть лишь протокол вскрытия останков Леха Качиньского). Этих документов ждут и семьи жертв катастрофы, которые хотят знать, действительно ли в гробах находились тела их близких.
"Протоколы вскрытия – это очень важные материалы, - сказал газете Rzeczpospolita профессор Варшавского университета и специалист по уголовному праву Петр Крушиньский (Piotr Kruszyński). – Благодаря им можно установить причину смерти. Здесь известно, что все погибли в результате катастрофы, но в протоколах есть детальная информация о том, какие травмы они получили, и когда точно это произошло".
Прокурор Парульский объяснил, что в России все еще ведется ДНК-экспертиза тел погибших. Она должна помочь установить, кто находился на каком месте в кабине пилотов в момент крушения. Звягинцев уверил, что в следующей партии передаваемых материалов будут "дополнительные документы по результатам генетической экспертизы". "По окончанию судебно-медицинских экспертиз лиц, погибших в результате авиакатастрофы, в том числе лиц, которые могли присутствовать в кабине экипажа, копии заключений с приложениями в виде схем и фотографий будут переданы польской стороне через Генеральную прокуратуру РФ", - сообщил агентству "Интерфакс" пресс-секретарь следственного комитета при российской прокуратуре Владимир Маркин.
Звягинцев добавил, что доступ к "черным ящикам" имеет только российский МАК. Только тогда, когда он передаст их российским прокурорам, они смогут предоставить их полякам. На вопрос, смогут ли польские следователи допросить российских свидетелей, Звягинцев ответил, что это будет возможно лишь в рамках специальных процедур: польские прокуроры смогут присутствовать на допросах в качестве наблюдателей. "То есть задавать вопросы через российского прокурора", – пояснил Мартынюк.
"Тому, что россияне до сих пор не передали протоколы вскрытия, нет никаких оправданий. Тела давно были похоронены, а в исследованиях останков, если они проводились, исправлять нечего", - считает адвокат Петр Пшчулковский (Piotr Pszczółkowski), одно из доверенных лиц Ярослава Качиньского.
Визит прокурора Парульского в Москву критикует депутат партии "Право и справедливость" (PiS) Антони Мачеревич (Antoni Macierewicz). "Пакет важных документов, передачу которого обещал премьер Туск после беседы с Владимиром Путиным, испарился. Это издевка над польским государством и польским премьер-министром", - говорит он.
Тем временем газета Nasz Dziennik сообщила, что перед полетом в Смоленск самолет Ту-154 в Польше проверяли специалисты с самарского авиазавода. Издание выяснило, что российские механики устраняли в Варшаве поломку блока управления систем автопилота. Она произошла во время перевозки спасателей, возвращавшихся с Гаити, и была устранена до 7 апреля.