В течение последних двух десятилетий «замороженные конфликты» на постсоветском пространстве по большей части соответствовали своему наименованию. Но два года назад российское вмешательство довело одну серию таких конфликтов до точки кипения — речь идет о разногласиях между Грузией и сепаратистскими регионами Абхазии и Южной Осетии. А совсем недавно Россия выступила в иной, потенциально положительной роли, сдвинув с мертвой точки замороженный конфликт между Молдавией и отколовшимся от нее Приднестровьем. Это означает, что появляется уникальная возможность наконец-то разрешить этот конфликт, затрагивающий интересы России, Европы и Соединенных Штатов, прежде, чем он «отпразднует» свое тридцатилетие.
Приднестровье объявило о своей независимости от Молдавии во время распада Советского Союза. Последовавшая за этим короткая война, была быстро остановлена российскими войсками, которые до сих пор остаются в Приднестровье вместе с внушительным арсеналом — наследием советской эпохи.
После состоявшейся в июне встречи на высшем уровне между Россией и Европейским Союзом появились сообщения, что президент Дмитрий Медведев и немецкий канцлер Ангела Меркель обсуждали ситуацию в Приднестровье. В сообщениях также говорилось, что Москва, возможно, готова поддержать разрешение давнишнего конфликта и может частично вывести свои войска из Приднестровья в обмен на безвизовый режим с Европой. Незадолго до этого, в мае, в Киеве состоялась встреча между Медведевым и украинским президентом Виктором Януковичем, в ходе которой стороны обменялись заявлениями о том, что и у России, и у Украины разрешение конфликта в Приднестровье стоит в списке высочайших приоритетов.
Тем временем, кратковременная приостановка российской материальной помощи Приднестровской республике накануне июльского визита в Тирасполь заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, возможно, должна была напомнить местному руководству, что республика существует только благодаря поддержке России. К тому же, после того, как в конце июля Международный суд вынес постановление о том, что декларация независимости Косово 2008 года не выходит за рамки международного права, Россия осмотрительно воздерживалась от высказывания предположений, что это могло бы стать прецедентом для подобного шага со стороны Приднестровской республики.
Словом, есть вероятность того, что Россия готова рассмотреть возможность отказа от своего военного форпоста у юго-восточных границ ЕС — и западных границ Украины — в пользу более важного для нее доступа к европейским рынкам. Кажется, теперь Россия осознает, что ее экономические интересы более важны, чем дорогостоящее проецирование военной власти в регионе. Пойдя навстречу Европе и США, которые заинтересованы в разрешении этого давнишнего замороженного конфликта, Россия укрепила бы свои позиции в плане расширения экономических отношений с Западом, а также поиска сил, которые смогли бы поддержать реализацию планов по внутренней модернизации стран.
Разрешение конфликтов — один из очевидных приоритетов сотрудничества ЕС и России. Приднестровье ослабляет Молдову и способствует снижению уровня жизни в стране, а вследствие этого на границе ЕС может возникнуть вакуум безопасности. Данная ситуация благоприятна для углубления российско-американского сотрудничества, кроме того здесь может сыграть на руку «перезагрузка» в их отношениях. Соединенные Штаты не прочь увидеть, как в Причерноморье формируются стабильные и преуспевающие демократические государства.
Разрешение Приднестровского конфликта также является ключом к возможной интеграции Молдовы в ЕС. Улучшение обстановки в регионе помогло бы также нормализовать и официально закрепить уникальное положение Украины между Россией и Западом. Это можно добиться путем увеличения безопасности и прозрачности взаимодействий на ее западной границе.
Помощь Москвы необходима, чтобы получить гарантии того, что препятствием для долгосрочного разрешения этого конфликта не станет сама российская миротворческая миссия. Россия может сыграть продуктивную роль, уговорив руководство Приднестровья принять международные миротворческие силы. В конечном счете, это позволило бы ЕС взвалить основной груз ответственности за спокойствие в регионе на себя. Хотя отход от традиционной роли единственного и неповторимого покровителя Тирасполя может оказаться для России процессом непростым, она, продемонстрировав со своей стороны поведение, достойное ответственного участника системы европейской безопасности, сможет получить целый ряд значительных преимуществ.
Если ЕС возьмет на себя основную инициативу в решение проблем у себя на заднем дворе, это также будет соответствовать интересам Соединенных Штатов и России. В течение последних месяцев Германия инвестировала значительный дипломатический капитал в ситуацию в Приднестровье, а Румыния недавно подчеркнула, что разрешение этого конфликта является одним из ее приоритетов. Вместе они должны подтолкнуть ЕС выступить единым фронтом и напомнить молдавским лидерам, что националистические провокации не отвечают их собственным долгосрочным интересам в области европейской интеграции. Кроме того, ЕС может сделать Молдавию более привлекательной для жителей Приднестровья прямо сейчас, установив между Молдавией и Европой безвизовый режим.
Поскольку Россия рассматривает Соединенные Штаты в качестве своего главного визави и важнейшего потенциального противника или же в качестве гаранта ее интересов на постсоветском пространстве, у Вашингтона есть уникальная возможность сделать Приднестровье приоритетом рабочей группы по международной безопасности двусторонней президентской комиссии. Кроме того, Соединенные Штаты занимают выгодное положение с точки зрения работы с государствами-членами Всемирной торговой организации, в которую входит и Молдавия, и могут посодействовать в снижении барьеров для вступления России ВТО, которое могло бы стать бонусом за сотрудничество по Приднестровью.
Использование создавшихся за последние несколько месяцев благоприятных возможностей потребует совместного, прозрачного и творческого подхода не только со стороны Молдавии и Приднестровья, но и со стороны России, Европы и Соединенных Штатов. Поскольку мир помнит, во что вылился замороженный конфликт в Южной Осетии в августе два года назад. В свете этого нельзя забывать, что лидеры западных стран в течение многих лет также пренебрегали замороженными конфликтами в Грузии, считая их безнадежно запутанными и недостойными внимания. Если не обратить внимание на Приднестровье в ближайшем будущем, то имеющаяся в данный момент драгоценная возможность будет потеряна.
Линдон Эллин - базирующийся в Вашингтоне адвокат, работавший в Молдове с 2008 по 2009 год в качестве специалиста по стратегии Совета по международным исследованиям и обменам. Мэтью Рожански - заместитель директора российско-евразийской программы Фонда Карнеги за международный мир.