Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Координация внутри G20? Не смешите меня

деньги
деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вспомните сами: питательной средой для финансового кризиса стал "дисбаланс" роста мировой экономики. США, Великобритания, Испания, Франция и Греция привыкли жить в кредит. Их экономики росли лишь благодаря притоку внешних капиталов, из Китая и Азии для Америки, или из Германии внутри ЕС. Этот растущий дисбаланс должен был привести к переоценке валют стран-доноров, однако этого все же не произошло.

Вспомните сами: питательной средой для финансового кризиса стал "дисбаланс" роста мировой экономики. США, Великобритания, Испания, Франция и Греция привыкли жить в кредит. Их экономики росли лишь благодаря притоку внешних капиталов, из Китая и Азии для Америки, или из Германии внутри ЕС.

Этот растущий дисбаланс должен был привести к переоценке валют стран-доноров, однако этого все же не произошло: в Германии из-за существования евро, а в Китае из-за стремления Пекина привязать юань к доллару, чтобы способствовать росту экспорта. В результате этот наплыв средств привел к накоплению больших объемов наличности и сделал более легким отношение к займам и связанным с ними рискам. Карикатурным отображением ситуации стал рост субстандартного кредитования: финансисты принялись одалживать деньги тем, у кого не было никакой возможности их вернуть.

Этот стоявший у истоков кризиса финансовый дисбаланс наглядно продемонстрировал всем необходимость перемен.

Собравшись в ноябре 2008 года в Вашингтоне сразу же после краха Lehman Brothers, лидеры "двадцатки" сделали следующее заявление: "одной из основных причин возникновения текущего кризиса стало отсутствие координации макроэкономических политик". Это не значит, что все страны должны держать в равновесии свой платежный баланс (все зависит от уровня конкретного государства и его типа развития), однако привлечение все больших средств со всего мира для удовлетворения американского потребления и накопление миллиардов долларов в китайском центробанке на самом деле значительно увеличивало вероятность краха. Было необходимо в срочном порядке изменить ход событий.

И что же сделал Вашингтон с того саммита "двадцатки"? Ничего или в лучшем случае очень немного. Сократившийся во время кризиса 2008 и 2009 года дефицит американского бюджета вновь пошел в гору. Одновременно с ростом китайских резервов. При этом Китай все же немного разжал свою железную хватку, и курс юаня стал расти, черепашьими темпами и при тотальном контроле государства. Тем не менее, как считают многие критики из США, Пекин сделал лишь чисто символический жест, чтобы упрекнуть в бездействии администрацию Обамы. Его политика осталась прежней. Доля зарплат в китайском ВВП сократилась с 61% в 1990 году до 53% в 2007 году. Не увеличилась, а сократилась! Что немало говорит нам о состоянии экономики страны…

"Координация экономической политики" стран Тихоокеанского региона так и осталась красивой фразой. То же самое случилось и в Европе, где Германия не желает прислушиваться к критике по поводу чрезмерно низкого внутреннего потребления. Благодаря экспорту рост немецкой экономики достигнет 3% в 2010 году, и наплевать на критику: пусть остальные делают как мы!

Зона евро должна была бы стать примером такой "координации макроэкономической политики" группы стран. Увы. Она не озаботилась создать необходимые институционные инструменты и не захотела чересчур напрягать воображение. Национальные интересы взяли верх, на пути возникло немало препятствий (различия между странами и их положением во время кризиса), и никто так и не представил убедительных предложений о том, что могло бы послужить основой для координационной политики в рамках существующих договоров без общеевропейской экономической регуляции.    

В конце июня в Торонто "двадцатка" еще раз расписалась в собственном бессилии. Основной вопрос касался равновесия между восстановлением экономики и необходимостью принятия жестких мер. Что нужно ускорить? А что затормозить? За неимением "мирового правительства" координация оказалась невозможной, и каждая страна осталась предоставленной самой себе: "делайте, как хотите".

Тем не менее, стоит признать, что этот провал все же не был полным. Китай услышал обращенное к нему послание: его руководство осознало, что ему в его же собственных интересах стоит переоценить юань (чтобы увеличить доходы населения и переориентировать его на внутреннее потребление), сменить модель развития и постепенно перейти с основанной на экспорте схемы роста к более самодостаточной системе развития с упором на внутренний спрос. В любом случае, эта смена режима потребует немало времени и к тому моменту, когда Пекин совершит этот долгий поворот, нам еще предстоит не раз столкнуться с предшествовавшим кризису 2008 года платежным дисбалансом.

Обязательно стоит отметить и следующее: китайцы устраивают акции протеста. Возникли они, конечно, не сегодня, но сейчас эти подпитывающие внутренний спрос социальные требования граждан являются одним из важнейших факторов для стабилизации мировой экономики. Хотя до цели им еще далеко: средняя зарплата в стране составляет 1400 юаней (200 долларов) в месяц, что в двадцать раз меньше, чем в США. При этом, в прошлом году она выросла на 17%, обогнав ВВП: "коррекция" на лицо.

Похожая ситуация складывается и по другую сторону Тихого океана. Сбережения американских домохозяйств выросли до 6% от доходов в начале 2010 года, в то время как в 2006-2007 годах их уровень не превышал 2%. Американцы, по-видимому, также начали менять свою модель развития с тем, чтобы в отличие от Китая, переориентировать экономику с внутреннего на внешний рынок. Показательным фактом стало то, что General Motors вновь начал экспорт своих автомобилей за границу.

Германия также не оказалась полностью глуха к критике. Берлин хотел, чтобы его жесткую бюджетную модель переняли партнеры по зоне евро, и кризис в Греции во многом доказал правоту Ангелы Меркель. Тем не менее, в Европе все же началось обсуждение перспектив "координации" политики стран-членов. В настоящее время достичь каких-либо конкретных результатов еще не удалось, но у многих складывается впечатление, что, ощутив на себе весь груз ответственности, Берлин не сможет сказать "нет" на все инициативы.

В заключение стоит отметить, что, если страны и не "координируют" свои усилия в прямом смысле этого слова (призыв к "координации" прозвучал два года назад на саммите "двадцатки"), они все же прислушиваются к требованиям других и (хотя бы немного) стараются их учитывать. Провал "двадцатки" в этой связи можно считать лишь относительным.

При всем этом, мировая экономика остается очень хрупкой и неустойчивой. Кроме того, помимо возвращения платежного дисбаланса нам предстоит столкнуться с еще одной угрозой, которую можно было бы охарактеризовать как "истощение Европы". Европейским странам придется за короткий срок поглотить такой объем капиталов для подпитки госдолгов, что они рискуют тем самым парализовать весь частный сектор и иссушить все инвестиционные средства. Инвестиции, долгосрочные капиталы, будут ориентированы в сторону наиболее надежных и высоких доходов. Другими словами, в развивающиеся страны. Такой отток инвестиций, который уже заметен в рамках крупных предприятий, приведет к тому, что рост экономики Старого света опустится до 1,5% в год или даже меньше, а уровень безработицы достигнет 10%. Если этот сценарий окажется верным, глобализация вступит в опасную фазу, а греческие, испанские или французские семьи в перспективе будут ждать лишь высокие налоги и безработица.