По итогам многолетней слежки за двумя российскими агентами, жившими в Кембридже до тех пор, пока в прошлом месяце их не выслали на родину в ходе показательного обмена шпионами, ФБР подозревает, что их старший сын мог узнать о двойной жизни своих родителей еще до их ареста, заявил высокопоставленный сотрудник бюро.
Ричард Делорье (Richard DesLauriers), недавно назначенный главой бостонского отделения ФБР, заявил журналистам, что поселившаяся в Кембридже в 1999 году русская супружеская пара, выдававшая себя за франко-канадцев Дональда Говарда Хитфилда (Donald Howard Heathfield) и Трейси Ли Энн Фоли (Tracey Lee Ann Foley), скрывала свою вторую жизнь от двух своих сыновей.
Тем не менее, по его словам, вполне возможно, что супруги рассказали что-то о своей тайной деятельности старшему сыну, 20-летнему Тиму Фоли (Tim Foley), который в этом месяце должен будет начать занятия на третьем курсе Университета Джорджа Вашингтона, если вернется в Америку.
«Это было бы логично предположить, и мы подозреваем, что он что-то знал еще до их ареста», - заявил Делорье в ходе своей первой пресс-конференции для местных СМИ, проходившей в бостонском отделении ФБР.
В отношении младшего сына шпионов, 16-летнего Алекса Фоли (Alex Foley) Делорье заметил: «Я бы сказал, что у нас нет причин считать, что младший сын знал о родительских делах».
Делорье подчеркнул, что никаких обвинений сыновьям предъявлено не было, и что ФБР будет консультироваться с иммиграционными службами по вопросу о том, следует ли разрешить им вернуться в США, если они этого захотят.
Бостонский адвокат Питер Крупп (Peter Krupp), представлявший интересы Хитфилда утверждает: «Я не вижу абсолютно никаких причин полагать, что дети знали о том, чем занимаются их родители. На мой взгляд, со стороны ФБР безответственно обнародовать домыслы и подозрения и марать ребят, перед которыми лежит долгое и светлое будущее, подобными обвинениями и инсинуациями».
Роберт Шекетофф (Robert Sheketoff), адвокат Трейси Ли Энн Фоли в свою очередь заявил, что ФБР не стоило делиться своими подозрениями с журналистами, добавив: «У меня есть свои подозрения по поводу того, почему ФБР так и не нашло Белого [Балджера], но я же не делюсь ими с прессой».
Делорье 50 лет. Он родился в Лонгмидоу, начал службу в ФБР в 1987 году, а месяц назад был назначен возглавлять отделение бюро в Бостоне. Вчера он рассказал о шпионском деле и ключевых приоритетах агентства, в том числе об охоте за беглым гангстером Джеймсом Балджером по прозвищу «Белый» (James “Whitey’’ Bulger).
До перевода в Бостон Делорье два года работал в штаб-квартире ФБР в Вашингтоне заместителем помощника начальника управления контрразведки. До этого он возглавлял отдел контрразведки в Нью-Йорке. Кроме того, с 1997 по 2006 год он курировал контрразведывательные программы бостонского отделения.
Шпионская чета из Кембриджа – их настоящие имена Андрей Безруков и Елена Вавилова – и еще восемь российских шпионов из Нью-Йорка, Нью-Джерси и Виргинии 8 июля признали свою вину в заговоре с целью работы агентами Российской Федерации в Соединенных Штатах. Их вернули в Россию в обмен на четырех российских граждан, осужденных за шпионаж в пользу Америки.
Перед тем, как арестовать их 27 июня, ФБР много лет держал предполагаемых шпионов под наблюдением.
«Мы считаем, что эти люди, к счастью, не причинили Соединенным Штатам значительного ущерба», - заметил Делорье, добавив, что, тем не менее, они представляли опасность в качестве «спящих агентов», способных собирать информацию и выстраивать отношения с влиятельными людьми, обладающими связями в политике.
В своем выступлении, Делорье также подчеркнул, что арест Балджера, входящего в список 10 самых разыскиваемых ФБР преступников, и поиски бесценных произведений искусства, похищенных в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, остаются для ФБР ключевыми приоритетами.
Давний осведомитель ФБР Балджер, которому сейчас уже должно было исполниться 80 лет, пустился в бега в 1995 году, когда ему должно было быть предъявлено в Бостоне обвинение в вымогательстве. Его разыскивают за 19 убийств. ФБР предлагает 2 миллиона долларов за информацию, которая приведет к его поимке.
«Полагаю, что все мы злимся, когда не можем быстро разрешить дело», - заявил он, подчеркнув, что ФБР продолжит «подобно лазерному лучу» фокусироваться на Балджере. Межведомственная оперативная группа по-прежнему непрерывно обрабатывает постоянно поступающие сведения о беглом гангстере, утверждает Делорье.