Что в Голливуде, что в Вашингтоне высшее начальство просто обожает русофобию. Учитывая то, насколько позорно низок уровень политического дискурса в обеих столицах мировой индустрии массового развлечения — не приходится ожидать, что «властелины умов» читали недавний текст профессора Пола Кеннеди (Paul Kennedy) с изложением истории Европы в виде экспресс-курса на тему того, как неизбежно будет сокращаться роль США при новом многополярном мировом порядке.
Голливудская русофобия всегда проявляется в виде карикатуры, как в недавнем, неисправимо несмешном фильме «Солт» с Анджелиной Джоли (там неизменное КГБ похищает младенцев, выращивает из них суперагентов, внедряет их в США и терпеливо ждёт, пока они сделают карьеру и устроят в стране ад и саботаж западной демократии, убив президента США). Джоли смотрится в роли одной из супершпионок славянского происхождения примерно так же убедительно, как Усама бен Ладен, когда выступает по сценарию, составленному в Центральном разведывательном управлении.
Вашингтонская же русофобия обычно проявляется в форме «железного занавеса» наоборот: согласно разработанной в Пентагоне доктрине абсолютного господства, военные базы США и Организации Североатлантического альянса (НАТО) должны окружить Россию от Прибалтики до Кавказа и Средней Азии.
Каков же ответ России? Как в Афганистане, так и в Иране, Россия реагирует как хороший шахматист: разумно, тихо, по-деловому и с прицелом на срыв банка.
Все джихады ведут в Шеберган
Что касается Афганистана, то власти в Москва всегда знали, что эта война была попыткой США и НАТО обеспечить себе гегемонию в Средней Азии, то есть то же самое абсолютное господство. Но потом Москва узнала (последовав примеру китайцев, вложивших три миллиарда долларов в развитие рудных шахт к югу от Кабула), что лучший из всех возможных способов — это зарабатывать деньги, пока Запад безнадёжно увяз в болоте. Можно сказать, что таким образом Шанхайская организация сотрудничества «обставляет» НАТО.
Президент Афганистана Хамид Карзай недавно ездил в Москву, где президент Дмитрий Медведев встретил его целой кучей проектов на общую сумму порядка миллиарда долларов — от строительства гидроэлектростанции до разработки рудных месторождений, тех самых месторождений, из-за которых Пентагон недавно выкопал свои старые гиперболизированные прогнозы, в которых Афганистан был назван «Саудовской Аравией лития».
Зачастую история обходится с реальностью так, что реальность начинает смотреться всё страньше и страньше. Афганская горнодобывающая промышленность базируется в Шебергане (провинция Джаузджан, и это весьма глухая провинция), ныне контролируемом войсками генерала Абдул-Рашида Дустума, и была создана Советами. Узбекский военачальник Дустум, ныне занимающий пост министра в правительстве Карзая, сделал карьеру в конце 1970-х, служа в армии просоветского Афганистана, а затем, воспользовавшись моментом, переметнулся к моджахедам во время джихада 1980-х и стал одним из «борцов за свободу», как их называл тогдашний президент США Рональд Рейган.
По легенде, в конце 1990-х Дустум съездил в Техас, взяв с собой «карту сокровищ» — данные всех геологоразведочных работ, проведённых Советами в Афганистане. Теперь не кто иной, как Дустум вправе пожать плоды щедрости русских. Доктор Збигнев «Большая Шахматная Доска» Бжезинский, возможно, своим джихадом 1980-х нанёс Советскому Союзу смертельный удар, подарив ему вариант Вьетнама.
Но не исключено, что последними смеяться будут русские. Афганистан всегда будет считаться Москвой частью её сферы влияния. Россия поддерживает тесные связи не только с узбекской, но и с панджшерской фракцией администрации Карзая (через генерала Мохаммада Фахима, вице-президента Афганистана и местного «короля» шпионажа).
Новый командующий войсками США в афганской войне генерал Дэвид «Я Всегда Нацелен На 2012-й Год» Петреус сейчас пытается быстро переписать историю афгано-пакистанской военной операции, хотя попытки США подтолкнуть чашу весов склониться в свою пользу вызывают подавляемые взрывы смеха в Москве (и тем более — в Кветте, где сидят лидеры «аль-Каиды»). Русские знают, что там, где можно получить хорошую прибыль, то есть на севере Афганистана, им светит такое хорошее будущее, что лучше не придумаешь.
Как всё атомное становится золотым
Бушерская атомная электростанция — первая на всём Ближнем Востоке — в прошлую субботу была введена в строй Россией и Ираном, что, безусловно, помещает Иран в число двадцати девяти государств, производящих атомную энергию. К тому же это — большая удача для российской атомной промышленности, которую в данном случае представляет государственное предприятие «Росатом».
Полгода назад премьер-министр Владимир Путин заявил, что «Росатом» способен построить двадцать пять процентов всех АЭС в мире (сейчас на него приходится шестнадцать процентов). «Атомстройэкспорт» — дочернее предприятие «Росатома» по строительству объектов мирного назначения — будет строить крупную АЭС в Турции, а также положило глаз на Бангладеш и Вьетнам. Бушерская АЭС, обошедшаяся более чем в миллиард долларов, будет производить два процента всего электричества в Иране. Из четырёх реакторов, которые должны быть построены в Турции (на сумму двадцати миллиардов долларов), каждый будет производить на двадцать процентов больше электроэнергии, чем Бушерская АЭС.
Генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко пиарил Бушерскую АЭС как «крупный международный проект», в котором участвовало более десяти стран Европейского союза (ЕС)И Азиатско-Тихоокеанского региона. Но чего никто не знает — так это того, почему строительство заняло так много времени, ведь Россия подобрала этот проект ещё в 1992-м году (а начат он был в 1974-м немецкой Kraftwerk Union — слившимися Siemens и AEG, но Siemens ушла из Ирана в 1980-м).
В оправдание бесконечных задержек приводились все мыслимые доводы — санкции США и ООН, подозрения Тегерана в отношении Москвы, не оплаченные Тегераном вовремя счета. Но теперь всё это в прошлом. Кириенко подчеркнул, что существование Бушерской АЭС «иллюстрирует приверженность России праву любой страны производить атомную энергию для мирных нужд» — покуда это делается под контролем Международного агентства атомной энергетики (МАГАТЭ). По условиям соглашения между Москвой и Тегераном, Россия будет поставлять топливо для Бушерской АЭС и утилизировать отработанное топливо (чтобы иранцы не могли извлекать из него плутоний), всё будет происходить под надзором МАГАТЭ. Несколько сот российских инженеров будут работать в Бушере до 2013-го года, после чего Тегеран будет вести все дела сам.
В начале августа даже госдепартамент США в лице главного пресс-секретаря Филипа Краули (Philip Crowley) был вынужден признать, что «Бушерский проект предназначен для производства электричества; он не представляет угрозы режиму нераспространения, так как ядерный материал предоставляет Россия и она же вывозит отработанное топливо, которое и бывает главным источником угрозы режиму нераспространения». Вашингтон страшно озабочен другими вещами — обогатительным заводом в Натанзе, ещё одним строящимся в Куме, а также строящимся в Араке реактором на тяжёлой воде.
Представление о том, что в подвалах Бушерской АЭС Тегеран может построить «секретную» фабрику для производства бомб — это просто смешно: её заметят со спутников во мгновение ока. Так что, покуда суровые бойцы кресельного фронта из числа неоконсерваторов демонстрируют своё невежество, приравнивая работающую под международным наблюдением АЭС к фабрике для производства атомных бомб, русские радостно зарабатывают деньги на открывающихся возможностях ведения бизнеса.
В Москве знают, что на самом деле на кону одно: США с их гигантским ядерным арсеналом (и Великобритания с Францией, имеющие свои — маленькие) просто не хотят, чтобы ещё одна страна третьего мира влезла в их уютный клуб обладателей ядерного оружия (как уже сделали Индия и Пакистан). Россия тоже не заинтересована в появлении дополнительной стратегической угрозы в лице вооружённого ядерным оружием Ирана, так что Москва тоже постоянно ведёт свою геополитическую шахматную партию. Чего и Москве, и Западу действительно надо — это поддерживать статус-кво.
Так мы подобрались к самой сути. Покуда США вместе с Великобританией и Францией не дают Ирану обогащать уран, нет никакой возможности добиться от Ирана сотрудничества в области поддержания глобального режима нераспространения. А русские будут богатеть и богатеть.
Пепе Эскобар — автор книг «Глобалистан, или Как глобализованный мир растворяется в “жидкой войне”» (Nimble Books, 2007) и «Блюз красной зоны, или Виды Багдада периода “рывка”». Только что вышла из печати его новая книга «Обама разбирается с Глобалистаном» (Nimble Books, 2009)