Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы хотим найти границу между Европой и Азией

Интервью с известным путешественником и исследователем Яцеком Палкевичем (Jacek Pałkiewicz)

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбелиск на границе Европы и Азии
Обелиск на границе Европы и Азии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России сейчас отличная атмосфера для того, чтобы устраивать научные экспедиции. Вопросом исследований заинтересовались самые влиятельные политики. Этим стоит воспользоваться, особенно сейчас, когда в польско-российских отношениях началось потепление.

- Вы планируете очередные совместные экспедиции с россиянами. Почему?

- В России сейчас отличная атмосфера для того, чтобы устраивать научные экспедиции. Вопросом исследований заинтересовались самые влиятельные политики. Этим стоит воспользоваться, особенно сейчас, когда в польско-российских отношениях началось потепление.

- Как выражается эта заинтересованность политиков?

- В ноябре 2009 года премьер-министр Владимир Путин решил, что некогда знаменитое Русское географическое общество превратилось в закоснелую структуру. Чтобы оживить этот институт и вернуть ему давний блеск, он решил собрать чрезвычайный съезд. Во главе общества он поставил своего друга – министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Сам же Путин возглавил Попечительский совет и должен был помочь с поиском фондов для его деятельности. Географическое общество должно стать институтом, соответствующим по своему масштабу XXI веку.

- И каковы эффекты?


- Премьер Путин пригласил на ужин несколько десятков олигархов, напомнил им о прежних меценатах, которые помогали Обществу. Он поставил на стол большую хрустальную чашу, в которой через несколько минут оказалось полтора миллиона долларов. Эти деньги были направлены на реализацию нескольких проектов, в том числе, на программу по охране белого медведя и вод Байкала. Шойгу собрал вокруг себя команду энтузиастов. У них есть много интересных идей, а так как денег им хватает, то, мне кажется, они обречены на успех. Россияне также охотно обращаются за помощью к иностранным путешественникам.

- Вас они тоже попросили помочь советом?

- В мае меня пригласили в Москву на встречу с министром Шойгу. Он спрашивал меня, в частности, о том какой смысл имеет существование географического общества в наше время. Я также получил членский билет Общества с номером семь.

- И что вы посоветовали россиянам?

- Я считаю, что этот институт должен охватить своими исследованиями все перемены, которые происходят в мире: деградация окружающей среды, увеличение численности населения или изменения климата. Разумеется, оно также должно заниматься организацией традиционных географических экспедиций. Сферы, актуальные для современной географии, - это глубины океанов, геология, функционирование вулканов.

- В какую экспедицию отправитесь вы?

- Мы решили, что стоит заняться темой границы между Европой и Азией. Всем известно, что она проходит по Уралу, но ее никто точно не обозначил, не описал. Вместе с российскими коллегами мы соберем группу экспертов и исследователей, которая отправится в такую экспедицию. Я думаю, что в ее ходе мы проведем много любопытных измерений и исследований, а результаты экспедиции будут официально подтверждены Русским географическим обществом.

- Польские политики не интересуются этой тематикой?

- Определенно, не так сильно, как сейчас россияне, хотя пара энтузиастов бы нашлась. Например, полгода назад Бронислав Коморовский предложил мне организовать ему летний отпуск в глуби Сибири, где-нибудь на Колыме. После того, как он был избран президентом, его планы настолько изменились, что такое путешествие, наверное, состоится нескоро. Жаль.