Написать приемлемый для всех европейцев текст Конституции, наверное, намного легче, чем написать единый учебник по истории. Например, по истории Второй мировой войны для средней школы.
А надо ли такой писать?..
Единое - это обычно усредненное. Но зачем нужна усредненная история? Кардинальных разногласий в школьных учебниках стран Евросоюза и так нет. Они - продукт западной демократии и смотрят на мир ее глазами.
Однако, как говорит мой сосед-историк, разница в учебниках истории стран Евросоюза лишь на первый взгляд небольшая. Она кроется в мелочах или даже только в расставленных акцентах. Так сказать, в ретуши. Но в итоге школьники одной страны, бывает, вообще не знают того, чем непомерно гордятся в другой.
А если бы учебник был единым, может быть, история той же Второй мировой получилась бы в нем, все-таки, не усреднённее, а справедливее?
Не будем заниматься цензурой. Но никто не запрещает полистать учебники и попытаться сравнить и оценить их содержание.
Австрийские дети, например, узнают из своего учебника много подробностей о Второй мировой войне. В нем всё строится, в основном, на воспоминаниях свидетелей. А идеологические оценки в последнее время все больше близятся к тому, что присоединенная в 1938 году к нацистской Германии Австрия была не одной из первых жертв Гитлера, а его преступной правой рукой.
Немецкие учебники, осуждая нацизм и его преступления, конечно, указывают число пропавших в конце войны беженцев и погибших горожан во время бомбардировок немецких населенных пунктов американской и английской авиацией.
А английские учебники огромных цифр жертв этих бомбардировок не дают. Английским школьникам учебники толково и объективно преподносят ход боевых действий, особенно после открытия в 1944 году "второго фронта" на западе Европы. Но - непонятно почему - молчат о движении сопротивления в оккупированных странах Европы, о немецком терроре против мирного населения на территории Чехии, Польши, Украины, Белоруссии и России. И почти не рассказывают о восточном фронте и потерях среди армии и гражданского населения в СССР.
Итальянским школьникам учителя упорно внушают, что именно в Италии, как в никакой другой стране, евреи тогда чувствовали себя "особенно защищенными".
Авторы французского учебника, видимо, стыдясь, вообще решили не рассказывать детям о временном подъеме, с которым народные массы после сдачи Гитлеру Парижа встретили поддерживавший нацистов режим маршала Петена.
Да и у американцев не все идеально. Как пишет занимающийся этой проблематикой известный французский историк Марк Ферро, ни в одном из учебников вы там не найдете изображение разрушенной Хиросимы...
Книги, как и люди, иногда бывают интересны не тем, о чём они рассказывают, а тем, о чём они умалчивают...