Иволгинский храм возвращает себе прежний блеск. Полным ходом идет строительство новых каменных залов. Паломникам и студентам нет числа. Немало здесь и туристов, которые едут сюда по Транссибирской магистрали, что бы открыть для себя в 40 километрах от Улан-Уде незнакомое лицо Восточной России. Иволгинский дацан (храм) - это исторический центр российского буддизма. Это место молитвы и обучения для лам со всех концов страны. Испытав ранее притеснения со стороны советского режима, сегодня он вновь становится главным очагом буддизма в стране.
Иволгинский храм в частности известен тем, что здесь хранится тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, духовного лидера всех российских буддистов до советской революции. Итигэлов умер в 1927 году во время медитации, а 30 лет спустя по его собственному завещанию его тело было эксгумировано. Без малейшего следа разложения. С тех пор оно хранится в особом мавзолее и является объектом особого почитания всех верующих.
Буддизм, как и все религии, подвергся жестоким гонениям в советскую эпоху. "Многие великие ламы были расстреляны в 1937 году. Тысячи монахов выслали, монастыри опустошили, а священные предметы отдали в музеи", - рассказывает Зинаида Сажинова, преподаватель одного из университетов бурятской столицы. Иволгинский дацан был закрыт и разрушен в 1936 году по приказу Сталина. Однако в 1945 году режим ослабил свою хватку. Несколько выживших лам приступили к восстановлению храма. И с окончанием советской эры буддизм переживает в Бурятии новый подъем. "С 1986 года повсюду строятся новые храмы. В одном только Улан-Уде за последние годы их появилось целых десять", - продолжает Зинаида Сажинова.
Расположенная в южной части Сибири Бурятия занимает площадь в половину Франции и насчитывает около миллиона жителей. 60% бурятов - буддисты. В республике имеется также и довольно крупная община староверов - христиан, которые отделились от Русской православной церкви еще в XVII веке. Остальная часть населения исповедует православие. Иволгинский храм служит одновременно, университетом, больницей, музеем и местом для молитв. Буряты приходят сюда, чтобы подлечиться, изучить тибетскую философию, проконсультироваться у китайского астролога, посмотреть на ценные старинные манускрипты и, конечно же, помолиться.
На самом деле дацан представляет собой комплекс из четырех храмов, связанных с другими зданиями, которые служат для образования или хранения произведений искусства. Разноцветные крыши далеко видны в простирающейся на сколько хватает глаз плоской бурятской степи, где свободно пасутся стада коров. Рядом с храмами живут 12 монахов, которых легко узнать по их неизменным шафрановым одеяниям. Они живут в маленьких деревянных домах, где принимают учеников и посетителей.
Вдоль идущих меж домов дорожек расставлены молитвенные мельницы, которые крутят паломники, так как по буддистским верованиям их поворот имеет то же духовное значение, что и чтение мантры. Кусты украшают цветные ленты, которые здесь называют "волосами ветра". Каждая из них была привязана посетителем и означает намерение произнести молитву. У входа находится небольшой рынок, где продается одежда, колокольчики, носки и традиционные шапочки. Буддистские храмы также привлекают своих торговцев.
Каждый год здесь отмечают несколько важных праздников. Восемь раз в год тело ламы Итигэлова выносят из его мавзолея. Молитва длится с 9 до 15 часов. Начиная с 1986 года, дацан несколько раз посетил сам далай-лама.
Радна Садмонов живет здесь с 1993 года и все еще идет по пути, который должен сделать из него монаха. "Давать обет здесь необязательно. Это зависит от желания каждого человека. Мы постоянно расширяем территорию института. - Рассказывает он. - Вот университет. Здесь у нас 120 студентов. Здание было построено только в прошлом году".
Занятия проводятся на тибетском языке. Студенты изучают философию, грамматику, художественные искусства, тантрический буддизм. Они приезжают сюда не только из России, но и Казахстана, Монголии и Китая. "Чтобы попасть сюда, не обязательно быть буддистом, - объясняет Радна Садмонов. - Нужно лишь стремиться учиться и расти над собой. Достаточно просто желать мира".