Предстоящее возобновление в Вашингтоне прямых израильско-палестинских мирных переговоров является хорошей новостью. Но приведут ли эти переговоры к соглашению, не говоря уже о том, что это произойдет в течение одного года, как надеется президент США Барак Обама ‑ это другой вопрос.
Когда Обама, находясь два дня на посту президента, назначил бывшего сенатора Джорджа Митчелла своим специальным посланником на Ближнем Востоке, многие надеялись, что в течение двух лет его усилия приведут к соглашению между Израилем и палестинцами ‑ и всеобъемлющему миру между Израилем и всеми его арабскими соседями.
Связаны ли эти преувеличенные надежды с неопытностью Обамы или чрезмерными амбициями – или с тем и другим ‑ это спорный момент: ясно то, что после 18 месяцев и многочисленных поездок в этот регион Митчелл смог добиться лишь принципиального согласия Израиля и палестинцев начать говорить друг с другом.
Проблема в том, что они уже говорят друг с другом 17 лет, при различных израильских и палестинских лидерах и двух американских президентах. Снова посадить их за стол переговоров – это не прорыв, а «борьба за живучесть». И, в то время как успешный опыт Митчелла в достижении примирения в Северной Ирландии, казалось, был отличной рекомендацией для его сегодняшней работы, она может стать помехой на Ближнем Востоке.
Конфликт в Северной Ирландии был всегда территориальным: даже самые радикальные группы ирландских республиканцев никогда не отрицали легитимность Великобритании – только ее правление над шестью северными провинциями, которые они считают Объединенной Ирландией. Суть палестино-израильского конфликта, напротив, лишь частично касается границ Израиля. Палестинцы оспаривают не только оккупацию Западного Берега после 1967 года; со времени плана разделения ООН 1947 года, который предусматривал создание двух государств – еврейского и арабского ‑ палестинцы отказывались признать право Израиля на существование, и большинство израильтян не уверены в том, что они полностью отказались от этой позиции.
Не различая эти фундаментальные проблемы, Митчелл начал не с той ноги, изначально присоединившись, при содействии Обамы, к требованию палестинцев заморозить дальнейшее строительство израильских поселений на Западном Берегу до начала переговоров. Прекращение поселенческой деятельности на палестинских территориях – это разумное требование, и палестинцы, естественно, могли настаивать на этом в ходе переговоров. Но поставить замораживание строительства поселений как предусловие к началу переговоров, очевидно, неприемлемо для израильского правительства, которое настаивало на том, что не должны выдвигаться никакие предварительные условия.
На это было потрачено больше года, в результате чего, среди прочего, появилась напряженность между правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху и администрацией Обамы. При недостаточной поддержке Нетаньяху, в конце концов, согласился на временное замораживание ‑ которое истекает в конце сентября ‑ и в конечном итоге палестинцы, на этот раз под давлением США, согласились начать переговоры без явного заверения Израиля, что замораживание будет продолжено.
Было упущено не только драгоценное время, но был нанесен и дальнейший ущерб. Даже израильтяне, которые не согласны с жесткой позицией Нетаньяху, не хотели, чтобы с их премьер-министром США обращались, как если бы он был лидером Верхней Вольты. В конце концов, в прошлом году он заявил, что, в отличие от предыдущей позиции его партии «Ликуд», он теперь готов принять сосуществование двух государств ‑ позиция, которая по-прежнему является анафемой для многих членов «Ликуд», а также, по крайней мере, трех менее крупных партий в его коалиционном правительстве.
Теперь, когда должны начаться переговоры, смогут ли они привести к чему-нибудь существенному, или саммит в Вашингтоне станет лишь еще одним поводом сфотографироваться, как на саммите президента Джордж Буша младшего в Аннаполисе в 2007 году? Только неисправимые оптимисты могут дать более 50% шансов на успех.
Причины более насущные, чем трудный характер миротворчества на Ближнем Востоке. Даже если Нетаньяху готов смириться с реальностью, некоторые из его партнеров по коалиции могут уйти из правительства.
С палестинской стороны, палестинская администрация Махмуда Аббаса потеряла контроль в 2006 году над сектором Газа – которым теперь управляет незаконное правительство «Хамас» ‑ и поэтому она не может больше выступать от имени всех палестинцев. Более чем 600 палестинцев были убиты в Газе после насильственного переворота «Хамас», что делает мир между палестинцами таким же труднодостижимым, как заключение мира между ними и Израилем.
Кроме того, перед тем как израильско-палестинские переговоры были прерваны два года назад, предыдущие правительства Израиля во главе с премьер-министром Эхудом Ольмертом и министром иностранных дел Ципи Ливни вели переговоры с палестинской администрацией в течение двух лет. Это было самое умеренное израильское правительство, которое можно было только представить, что можно сказать и о движении «Фатх», контролирующем Палестинскую автономию. Тем не менее, после десятков встреч, как на государственном, так и частном уровне, две стороны не смогли прийти к соглашению.
Даже самые умеренные лидеры с обеих сторон не смогли договориться по ключевым вопросам конфликта: границам, поселениям, Иерусалиму и судьбе палестинских беженцев 1947-1948 годов и их потомков. Обе стороны имели непосредственный интерес в достижении соглашения: для Ольмерта соглашение могло спасти его положение в качестве премьер-министра, а для Аббаса оно стало бы дополнительным козырем в де-факто гражданской войне «Фатх» с «Хамас».
Неспособность достигнуть согласия в таких, казалось бы, благоприятных условиях не служит хорошим предзнаменованием для предстоящих переговоров. Но Нетаньяху заявил, что как только начнутся переговоры, «мы удивим всех», а палестинцы смогли продвинуться дальше, чем когда-либо, в создании институтов, необходимых для национальной независимости. Даже бывший оптимист может увидеть, что на этот раз шансы на примирение, возможно, все-таки лучше.
Шломо Авинери, профессор политологии в Еврейском университете в Иерусалиме и бывший генеральный директор министерства иностранных дел Израиля