Возможно, глава "Газпрома" не зря видит в развитии нетрадиционных источников газа в США угрозу (или даже форму агрессии) интересам России, крупнейшей газовой державы с 25% мировых запасов и 20% добычи.
Правда или нет, Америка намеревается в полной мере воспользоваться своим технологическим и функциональным отрывом в данной области. И администрация Обамы уже несколько месяцев активно продвигает добычу этого скрытого в сланцевых породах газа, который может пошатнуть позиции Москвы.
Во время конференции в Вашингтоне 23 и 24 августа, на которой собрались представители двадцати стран, координатор по международным энергетическим вопросам американского госдепартамента Дэвид Голдуин (David Goldwyn) подчеркнул, что США предложили Индии и Китаю (они тоже приняли участие в собрании) помощь в разведке и разработке их собственных ресурсов. Это заявление стало напоминанием о предложении "партнерства", которое президент США Барак Обама сделал в ноябре 2009 года своему китайскому коллеге Ху Цзиньтао и премьер-министру Индии Манмохану Сингху.
Американцы напирают на два преимущества сланцевых газов: при горении они выбрасывают вдвое меньше CO2, чем уголь; страны, которые располагают этими ресурсами (большая их часть пойдет на внутренний рынок), смогут значительно укрепить свою энергетическую безопасность, что очень важно как для Пекина и Нью-Дели, так и для Вашингтона. "Странам необходимо диверсифицировать свои источники энергоснабжения", уверен Голдуин. Радует Вашингтон и то, что такие государства как Польша или Венгрия, где быстрыми темпами идет разведка, смогут уменьшить свою зависимость от России.
За пределами США добыча нетрадиционных источников газа сможет стартовать только через несколько лет, причем в настоящее время еще неизвестно, начнется ли она вообще и будет ли приносить прибыль. Однако, сделав Америку независимой от внешних поставок, этот новый газ уже нарушил существовавший баланс. "Он изменил мировой энергетический рынок", утверждает Голдуин. Уже сейчас он сделал бесполезным импорт в США сжиженного природного газа. При этом Голдуин посчитал "вполне возможным", что местные компании в перспективе сами начнут сжижать свое топливо и экспортировать его на специальных танкерах.
Сейчас также можно утверждать, что сланцевый газ значительно повлиял на мировые котировки. В 2009 году неожиданный приток этого топлива и вызванный кризисом спад потребления привели к быстрому падению рынка: цены скатились с 13 долларов (исторический максимум лета 2008 года) до менее 3 долларов (за миллион БТЕ). В настоящее время цена по спотовым сделкам поднялась на 20% от своего минимума, но по-прежнему остается гораздо ниже стоимости, заложенной в долгосрочные контракты (по большей части они привязаны к ценам на нефть), которые могут заключаться на срок в 20 или даже 30 лет.
Именно они ударили по французским потребителям и стали, по словам GDF Suez, причиной 15% повышения тарифов с 1 апреля. Этот взлет цен вынудил министра экономики Кристин Лагард (Christine Lagarde) объявить о "паузе" до 1 января 2011 года, пока комиссия по энергорегуляции не сможет должным образом проверить формулу тарифного роста.
Нынешняя ситуация подтолкнула таких крупных поставщиков как GDF Suez и E.ON Ruhrgas к началу переговоров со странами-производителями (Россией, Норвегией, Алжиром...) с тем, чтобы добиться уменьшения цены газа по долгосрочным контрактам. Однако даже в случае успеха, уточняет близкий к переговорам источник, счета за газ уменьшатся совсем ненамного. А результаты так и останутся в тайне, так как содержание газовых договоров охраняют так же строго, как военную тайну. "Французский потребитель в полной мере ощутит на себе каждую полученную нами уступку", заявил глава GDF Suez Жерар Местралле (Gérard Mestrallet) в своем недавнем интервью le Nouvel Observateur, не забыв предупредить о том, что " еще не все переговоры завершились успехом". Особенно трудно они идут с алжирской Sonatrach.
"Газпром", который поставляет 15% потребляемого во Франции газа, также не горит желанием идти на уступки, но "стремится к тому, чтобы газ оставался конкурентоспособным видом энергии", отмечают в GDF Suez. Особенно это важно в том момент, когда Америка, которая отныне производит столько же голубого топлива, сколько и Россия, заставила российскую монополию расстаться со своим недавним могуществом. Первые уступки европейским энергокомпаниям уже сократили прибыль "Газпрома" на 1,6 миллиарда евро, пишет российская деловая газета "Ведомости". Что же касается норвежского Statoil, его главного конкурента в Старом свете, тот, по информации издания, согласился уступить до 30% стоимости.
Сколько еще времени рынок будет находиться в упадке? "До 2012 года, когда будет вновь достигнут докризисный уровень", уверен глава "Газпром экспорт" Александр Медведев. С этим прогнозом согласны и в GDF Suez.
Другие эксперты все же настаивают на том, что расти рынок будет ощутимо медленнее, особенно если нетрадиционные источники газа оправдают связанные с ними большие ожидания. По мнению Голдуина, учитывать нужно целый ряд условий: рыночную стоимость, водные ресурсы, технические возможности, инфраструктуру (трубопроводы и т.д.), природозащитное законодательство, нормы безопасности. А также те приобретенные за десять лет работы навыки, которые США готовы продать, чтобы продвинуть то, что они называют новым энергетическим фронтиром.