Когда заключалось соглашение об обмене шпионами, огненнокудрая русская шпионка Анна Чапман получила от властей США оправдательное заключение на строгом условии: не получать денег за свою биографию. Согласно документу, подписанному Чапман и её адвокатом, «любые прибыли и отчисления», могущие быть полученными благодаря продаже информации, связанной с «её личностью, её деятельностью в США в качестве незаконного агента Российской Федерации, а также фактами и обстоятельствами, приведшими к [её] аресту и осуждению», принадлежат правительству США.
Когда её и ещё девятерых её коллег-агентов перевозили обратно в матушку-Россию, мы сообщали, что, несмотря на наличие подписи Чапман на соответствующем документе, она, по крайней мере, задумывалась над тем, чтобы рассказать о произошедшем с ней — а может быть, и продать рассказ. Пока она этого (судя по всему) не сделала, рассказа о её прерванной карьере шпиона пока нет и никто его не покупал, но на прошлой неделе Чапман попробовала себя (причём сразу по-крупному) в качестве звезды прессы, отпозировав в полуобнажённом виде для российского журнала для мужчин «Жара».
Заплатили ли Чапман за фотосессию — вопрос. Российский таблоид «Жизнь» опубликовал видеозапись со съёмок. Редакторы «Жары», как сообщается, переволновались, потому что утечка видеоматериала испортила им сенсацию, и, как сообщают сотрудники «Жизни», журнал рассматривает возможность подать на Чапман в суд за нарушение авторских прав.
Но доказывает ли это, что Чапман получает деньги? Главный редактор «Жары» отрицает, что Чапман заплатили за публикацию фотографий. Wall Street Journal сообщает, что, по словам редактора, Чапман согласилась предоставить «эксклюзивное интервью» и «эксклюзивную фотосессию», но, как он уточнил, не получила денег за состоявшуюся в середине июля (в номере-люкс одной московской гостиницы) съёмку.
«Никаких финансовых обязательств перед ней не было», — заявил редактор, давая интервью Wall Street Journal — «Мы не собирались ей ничего платить, и я так понял, что и она от нас ничего не ожидала».
Даже если Чапман получила деньги за продажу фотографических изображений себя, как говорит её американский адвокат, это не обязательно составляет нарушение договорённости с властями. Общественный защитник Роберт Бом (Robert Baum), представлявший интересы Чапман в связи с заключением вышеупомянутой договорённости, заявил, общаяся с Declassified по электронной почте:
«Я не знаю, заплатили ли ей, но если заплатили, то она имеет право оставить деньги себе. Ей запрещается получать прибыль от продажи сюжетов, связанных с делом, но не запрещается извлекать прибыль из своего имени или положения знаменитости».
Бом заявил по телефону, что, по его мнению, покуда Чапман будет ограничивать свою деятельность «работой моделью, фотомоделью и рекламой», она, скорее всего, сможет обходиться без нарушений условий сделки с властями. Приземлившись на территории бывшего СССР, Чапман также подписала соглашение с СВР — новой наследницей советского КГБ, — которое запрещает ей разглашать подробности своей тайной жизни из соображений оперативной безопасности. Однако после возвращения Чапман стала кем-то вроде национального героя. С ней и её коллегами-шпионами общался премьер-министр Владимир Путин, распевал патриотические песни. А политические партии страны давали понять, что она имеет возможность сделать карьеру политика.
Так что едва ли удивительно то, что Чапман совершенно не чурается общественного внимания. Хотя из журнала «Жара» подтвердили, что, несмотря на длительные переговоры, давать интервью Чапман отказалась, откровенные фотографии она предоставила. Снимки из фотосессии для «Жары» Чапман разместила на своём аккаунте в социальной сети Facebook, их опубликовала массовая ежедневная газета «Комсомольская правда», причём ещё до того, как видеосъёмка появилась на веб-сайте «Жизни».
Знающие мир таблоидов не понаслышке говорят, что фотографии Чапман и её история будут пользоваться большим спросом (если она сумеет продать последнюю) ещё некоторое время. Как сказал нам в этом году Макс Клиффорд (Max Clifford), британский пиарщик, занимающийся продажей сюжетов о любовных отношениях со знаменитостями лондонским таблоидам, — «реальность такова, что фотографии и сюжет могут обеспечить ей сотни тысяч фунтов [стерлингов]». Прочие ветераны Флит-стрит утверждают, что ценность Чапман как звезды после её возвращения в Россию не снизилась: «Журналисты будут обожать её», — сказал один представитель лондонского таблоида, попросивший не называть своего имени.
Заинтересованы в Чапман и некоторые представители мрачных кругов мира знаменитостей. В июле на веб-сайте TMZ появилось сообщение, что порнографическая студия Vivid Entertainment написала письмо адвокату Чапман с предложением главной роли в «полнометражном фильме». Однако на данный момент нет оснований полагать, что Чапман готова настолько, так сказать, раскрыться.