Президент России распорядился провести расследование инцидента с высокопоставленным кремлевским чиновником, которого в мае этого года газета The Sunday Times обвинила в получении огромной взятки в обмен на строительный контракт в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде 2014 года.
Дмитрий Медведев попросил прокуратуру разобраться с заявлениями Валерия Морозова (строительного подрядчика), которые он сделал газете The Sunday Times. Морозов сообщил, что он заплатил 180 миллионов рублей (4 миллиона фунтов стерлингов) Владимиру Лещевскому, заместителю начальника главного управления капитального строительства Управления делами президента, чтобы получить контракт на строительство роскошного отеля.
Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело в отношении Лещевского, который был временно отстранен от исполнения обязанностей. Два его начальника были уволены.
Медведев уже призывал бороться с коррупцией в России, но это беспрецедентный случай – Кремль очень решительно отвечает на публикацию в иностранной прессе. «Это хорошие новости, - сказал Морозов, который после публикации в The Sunday Times часто дает интервью российским СМИ, - Это важный первый шаг, но посмотрите, что происходит. Коррумпированная государственная бюрократия делает все возможное, чтобы защитить себя».
Спустя два дня после публикации заявлений, российская налоговая полиция пришла в офис Морозова и захватила документы, что, как правило, трактуется как акт мести со стороны официальных лиц. Говорят о том, что строительной компании Морозова вряд ли удастся снова найти заказы.
Морозов, опасавшийся за свою жизнь, заявил, что Лещевский требовал 12% от выгодного контракта на строительство отеля на 700 мест для государственных служащих, которые приедут на Олимпиаду 2014 года на черноморский курорт Сочи.
«Это было выше всяких норм, но у меня не было выбора. Или платить, или распрощаться с контрактом, - сказал Морозов, - С середины 2007 года по июнь 2009 года я платил Лещевскому примерно 20 раз. Обычно я передавал наличность в хозяйственной сумке или в портфеле в его офисе. В общей сложности я заплатил ему около 180 миллионов рублей (4 миллиона фунтов стерлингов)».
Пятидесятишестилетний Морозов, чья компания реставрировала государственный дворец в Кремле и строила дачи для важных чиновников, заявил, что его самый крупный разовый платеж Лещевскому составил 220 тысяч фунтов стерлингов.
Морозов впервые сообщил милиции о Лещевском больше года назад. В июне прошлого года сотрудники МВД решили провести операцию: Морозов договорился о встрече с Лещевским в ресторане «Сливовица», напротив его офиса. Милиционеры записали серийные номера банкнот на сумму 90 тысяч фунтов стерлингов.
«На мне была скрытая камера, в вазе с цветами в центре стола был спрятан микрофон, - вспоминает Морозов, - Два оперативника сидели за соседним столом с камерой, спрятанной в книге. Лещевский появился и сел рядом со мной. Мы заказали пиво и закуску. Я показал на сумку с деньгами. Он кивнул». Они расстались по-дружески, Лещевский якобы забрал сумку с собой.
К досаде Морозова, все свидетельства были уничтожены. На следующий день ему позвонили из органов и сообщили, что их начальники решили не продолжать это дело. Теперь Морозов подозревает, что доказательства могли быть использованы для того, чтобы шантажировать Лещевского.
Морозов продолжил наступление. Он все устроил так, чтобы разоблачающее чиновника письмо было передано Медведеву на горнолыжном склоне, чтобы союзники Лещевского не смогли перехватить послание. Он также написал в прокуратуру, обвиняя Лещевского в коррупции. Они отреагировали только после его заявлений The Sunday Times.
Лещевский назвал обвинения необоснованными и заявил, что Морозов пытался избежать штрафов за расторжение контракта. Прокуратора также должна разобраться с компанией подрядчика.
«Реакция Медведева - это победа, потому что это явный сигнал коррумпированным чиновникам, но пока все равно еще рано о чем-то говорить, - сказал Морозов, - Это дело еще далеко от завершения».