По планам, которые сейчас рассматривает Рейкьявик, на исландской авиабазе «Кефлавик», бывшей во времена Холодной войны форпостом сил Запада, разместятся две эскадрильи истребителей российского производства.
Исландское правительство ведет сейчас переговоры о сдаче в аренду авиабазы частной компании, которая намерена купить у Белоруссии истребители «Сухой» на сумму 1,2 миллиарда евро, чтобы использовать их в качестве условного противника при обучении военных пилотов.
Компания ECA Program утверждает, что ВВС пяти стран уже выразили желание проверить, как их пилоты будут противодействовать самолетам, которые чаще всего используют в армиях России и Китая.
«В мире военной подготовки мы играем роль службы проката», - говорит сооснователь компании, голландец Мельвиль Тен Кате (Melville ten Cate).
По словам г-на Тен Кате, ECA договорилась с «Белтехэкспортом» - белорусским экспортером вооружений – о покупке 15 истребителей Су-27 с возможностью приобрести еще 18. Если сделка состоится, это будет крупнейшая продажа истребителей частной компании и первый случай крупномасштабного экспорта военных самолетов российского производства в страну НАТО.
Правительство Исландии восприняло предложение ECA всерьез – настолько, что, как заявляют чиновники, уже выдало компании ряд сертификатов, необходимых для импорта истребителей.
По словам одного из чиновников, правительство склонно предварительно принять это предложение, хотя Рейкьявик намерен проконсультироваться с союзниками по НАТО, прежде чем окончательно дать согласие.
Тем не менее, многое в этой сделке по-прежнему окутано тайной, и многие представители оборонной промышленности не испытывают к ней доверия - в том числе и некоторые из тех, кто, по словам г-на Тен Кате, к ней причастен.
В понедельник «Белтехэкспорт» заявил, что он ничего не знает о сделке, хотя ранее он подтвердил информацию о ней Financial Times. Представитель белорусского ведомства, отвечающего за контроль над экспортом вооружений, также заявил, что он о ней не осведомлен. Российская государственная компания «Рособоронэкспорт», занимающаяся экспортом вооружений, отрицает свою к ней причастность.
По словам г-на Тен Кате, самолеты исходно были изготовлены в России и будут модернизированы в Белоруссии, а поставки начнутся в октябре.
Он утверждает, что финансируют проект инвесторы с Ближнего Востока и из Азии, а в будущем его акции могут быть размещены на бирже. Представители аудиторской и консалтинговой компании PwC и американской юридической фирмы Hogan & Lovell подтвердили, что ECA ведет переговоры о возможном выпуске акций, но утверждают, что пока планы находятся на ранней стадии.
Предложение уже вызвало скандал в стране, не имеющей собственных вооруженных сил. Критики изображают ECA как таинственную «частную армию», заполняющую «вакуум безопасности», который возник, когда американские военные в 2006 году покинули Кефлавик.
Г-н Тен Кате уверяет, что самолеты будут неспособны использовать настоящие боеприпасы и что никаких тренировок в исландском воздушном пространстве проводиться не будет.