В понедельник канадское правительство заявило о том, что снаряженная на прошлой неделе небольшая арктическая экспедиция не сумела отыскать, остатки двух британских судов, которые исчезли там более 150 лет назад в поисках легендарного Северо-Западного прохода.
Значение этой поездки выходит далеко за рамки исторической науки: она ознаменовывает собой самый последний ход в крупной геополитической игре — стремление Канады закрепить свои позиции в качестве арктической державы.
Нынешнее лето выдалось необычайно жарким на всем земном шаре, и Канада наращивает свое присутствие в тающей и все более и более доступной Арктике. Правительство страны, подстегиваемое перспективой получить доступ к богатым ресурсам и желанием установить контроль над северными водными путями, в течение нескольких последних месяцев делало Арктику главной темой официальных визитов, военных учений, а также надводных и подводных миссий. К примеру, Канада перехватила несколько российских самолетов, которые, по ее словам, исследовали границы страны.
«Мы живем в те дни, когда другие государства возобновили интерес к канадской Арктике, — заявил в прошлую среду премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper), совершая поездку по Крайнему северу Канады, в ходе которой он объявил о модернизации аэропорта и научно-исследовательской станции. — И, тогда как иностранные самолеты рассекают наши небеса, суда курсируют в северных водах, а на нас пристально глядят глаза всего мира, нам необходимо сохранять бдительность».
Внимание к Арктике растет по мере того, как полярные государств, в число которых входят также США и Россия, пытаются занять наиболее выгодные позиции для того, чтобы получить максимум от ожидаемого скачка в добыче и транспортировке арктических ресурсов. Канада и другие страны наносят на свои карты дно Северного Ледовитого океана, расширяя свои границы как можно дальше к северу от побережья. Так они надеются продемонстрировать принадлежность им континентальных шельфов, и, соответственно, закрепить свои права на содержащиеся там ресурсы.
США, Канада и Дания работают над разрешением давних территориальных споров, чтобы расчистить себе путь к развитию рыболовства или нефтедобычи. В начале месяца канадский министр иностранных дел Лоуренс Кэннон (Lawrence Cannon) представил первое канадское заявление, касающееся международной политики в Арктике, которое обязывает уладить пограничные конфликты закрепить и закрепить права на прибрежные территории.
С экономической точки зрения ставки высоки. По данным, которые в 2008 году приводила Геологическая служба США (U.S. Geological Survey), порядка 22% еще неоткрытых месторождений нефти и газа находятся выше Северного полярного круга. На данный момент Канада проводит свое собственное пятилетнее исследование с общим бюджетом 100 млн. канадских долл., которое должно завершиться в 2013 году.
Согласно исследованию, которое в 2009 году провел Арктический совет, объединяющий представителей восьми стран, контрактные предложения по аренде участков для разработки нефтяных и газовых месторождений в районе моря Бофорта, которое расположено в западной Арктике, в июне 2008 года достигли рекордной отметки — одно из них было на сумму 1,2 млрд. канадских долл.
Как говорит, специалист по истории северной Канады и декан искусств в университете Ватерлоо в Онтарио (University of Waterloo) Кен Коутс (Ken Coates), «внимание к Арктике претерпело весьма и весьма существенные изменения». «Теперь и Канада, и все другие говорят, что та страна, которая получит контроль над Арктикой, может стать новой Саудовской Аравией».
Канада и другие страны также заняты тем, что наносят на карту арктическое морское дно, чтобы показать, как далеко за пределы береговых линий простирается принадлежащая им континентальная земная кора. Данные будут представлены научной комиссии Организации Объединенных Наций, которая определит, могут ли страны заявлять права на природные ресурсы, скрытые под этими континентальными шельфами.
«Есть вероятность, что у нас возникнут споры по поводу прав на территории, расположенные где-нибудь в центре Северного ледовитом океане, с Россией или Данией», — говорит специалист по арктическому праву Майкл Байерс (Michael Byers), профессор университета Британской Колумбии (University of British Columbia).
Одна из крупнейших неразрешенных проблем — контроль над Северо-Западным проходом, который являет собой сеть морских путей, петляющих вокруг 36 тыс. островов Канадского Арктического архипелага. В течение последних 100 лет им пользовались исследовательские и даже частные суда. Но, по данным Арктического совета, вероятнее всего, в течение ближайшего десятилетия скопления льда в проходе будут препятствовать организации регулярных трансокеанских грузоперевозок.
США и другие страны рассматривают проход как международный пролив, а это означает, что пусть он и принадлежит Канаде, право на его свободное использование в качестве судоходного пути имеют все. Канада называет Северо-Западный проход своими внутренними водами и утверждает, что суда и подводные лодки обязаны запрашивать разрешение на транзит через него и повиноваться канадским законам.
Решительная попытка взять Северо-Западный проход под свой контроль и легла в основу экспедиции, отправленной на прошлой неделе на поиски последнего пристанища двух британских судов. Корабли под командованием сэра Джона Франклина (John Franklin) вышли в плавание из Англии в 1845 году и исчезли, исследуя проход. Канадское правительство утверждало, что обнаружение остатков судов Terror и Erebus продемонстрирует, что Канада — или, по крайней мере, ее бывшая владелица Великобритания — занималась исследованием прохода задолго до любых других государств.
Поиски закончились ничем. В понедельник руководители экспедиции сказали, что они обыскали ранее не отмеченные на картах морские территории площадью 150 кв. км., расположенные севернее от материковой Канады, но пропавшие суда обнаружить не смогли.
Эксперты по Арктике говорят, что некоторые действия Канады — не что иное, как политический театр. До сих пор спорными остаются лишь немногие территориальные границы. Вылеты российских бомбардировщиков происходят довольно часто — за прошедшие три года Объединенное командование воздушно-космической обороны североамериканского континента (North American Aerospace Defense Command) зарегистрировало порядка 50 случаев пересечения границы.
Специалист по двусторонним отношениям российского посольства в Оттаве Борис Бурмистров говорит, что целью российских полетов является обучение, и что Москва и Оттава придерживаются единого мнения по вопросам арктического суверенитета.
Канада и США ведут переговоры по поводу того, кто из них сможет заявить права на территорию площадью 16,2 тыс. кв. км. в море Бофорта, расположенной к северу от Аляски и канадского Юкона. По мнению Канады, разграничивающая линия должна следовать за границей между Аляской и Канадой точно север «до заледеневшего моря», как это было изначально обозначено в общих чертах в Англо-русской конвенции 1825 года. США же говорят, что разграничивающая линия должна отклониться на северо-восток, будучи равноудаленной от побережий обеих стран.
Кроме того, имеется остров Ганса (Hans Island) — пятнышко бесплодной суши на полпути между Гренландией и канадским островом Элсмир (Ellesmere Island), описанный в канадском арктическом меморандуме, как «канадский остров площадью 1,3 кв. км, на который претендует Дания».
В течение многих лет Канада и Дания оспаривали свои притязания самым беспечным образом — датчане оставляли на острове датские флаги и бутылки шнапса, а канадские политики отвечали им, оставляя там знамена с кленовым листом и виски Canadian Club.
Датский посол в Канаде Эрик Вильструп Лорензен (Erik Vilstrup Lorenzen) называет переговоры «очень дружественными», отмечая, что обе страны участвуют в совместных военных учениях и разведывательных проектах на севере и делятся друг с другом картографическими и исследовательскими данными.