Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Задача создания государства

© коллаж ИноСМИирак
ирак
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Ираке США ставили перед собой не только военные задачи, но и задачу создания государства. На восстановление Ирака Америка потратила 53 миллиарда долларов. Речь идет о самом крупном проекте такого рода со времен плана Маршалла.

В Ираке США ставили перед собой не только военные задачи, но и задачу создания государства. На восстановление Ирака Америка потратила 53 миллиарда долларов. Речь идет о самом крупном проекте такого рода со времен плана Маршалла.

На экономическом фронте заметны некоторые признаки прогресса. Трудно понять, какую точно роль в этом сыграли многочисленные американские проекты в сфере экономического развития, однако в этом году экономика Ирака займет 12 место в мире по темпам роста. Ожидается, что в ближайшие несколько лет она будет расти со скоростью 7 процентов в год.

«В Ираке заметен значительный прогресс по сравнению с 2003 годом», - отмечает Международный валютный фонд. Инфляция стабильна и находится в разумных пределах. К 2012 году ожидается профицит бюджета. Безработица достигает 15 процентов, но все же далека от заоблачного уровня.

Добыча нефти вернулась приблизительно на довоенный уровень. Некоторые считают, что в дальнейшем Ирак сможет конкурировать по добыче с Саудовской Аравией. Это, скорее всего, нереально, но Ирак – к добру или к худу – все же в будущем должен обзавестись здоровой нефтяной экономикой.

Улучшаются и стандарты жизни. По данным составленного Институтом Брукингса «Иракского индекса» - авторитетного свода данных по теме - до вторжения телефоны были у 833 000 иракцев. Теперь стационарные телефоны есть у 1,3 миллиона, а у 20 миллионов есть мобильные. До вторжения подключение к Интернету было у 4500 иракцев, сейчас оно есть у более 1,7 миллиона.

По данным опроса, проведенного Институтам Гэллапа, 69 процентов иракцев положительно оценивают состояние своих личных финансов. В марте 2007 года его положительно оценивали лишь 36 процентов. Жители Багдада утверждают, что рынки вновь ожили и наполнились новой электроникой, одеждой и даже алкоголем.

Ситуация с коммунальными услугами улучшилась, хотя все еще остается плохой. Производство электричества на 40 процентов превысило уровень до вторжения, однако из-за увеличения числа кондиционеров и прочей бытовой техники, продолжают случаться перебои с электроснабжением.

В феврале 2009 года 45 процентов иракцев заявили, что у них есть доступ к службам уборки мусора. Это прискорбно мало, хотя и больше, чем год назад, когда такой доступ был у 18 процентов. 42 процента обслуживаются пожарной службой – в прошлом году было 23 процента.

Примерно половина американских денег ушла на иракские силы безопасности, и в этой области также можно наблюдать положительные тенденции. Уровень насилия снизился на 90 процентов по сравнению с тем, что было до усиления контингента. В стране сейчас есть 400 000 местных полицейских и 200 000 солдат, причем их профессионализм постепенно растет. По данным опроса, проведенного в прошлом году ABC News/BBC, почти три четверти иракцев положительно относятся к армии и полиции, причем впервые положительное отношение проявило также большинство опрошенных суннитов.

В политике упрочились основные структуры. Был принят ряд впечатляющих законов. Впрочем, патовая ситуация, возникшая на вершине власти, ставит эти достижения под угрозу.

Иран занимает четвертое место среди стран Ближнего Востока в «Индексе политической свободы» исследовательского отдела The Economist, отставая от Израиля, Ливана и Марокко, но опережая Иорданию, Египет, Катар и Тунис. Почти две трети иракцев, говорят, что они за демократию, и только 19 процентов хотят исламское государство.

Короче говоря, отмечается явный прогресс в тех областях, которые проекты развития затрагивают напрямую: экономический рост, основы социальной защиты, политические и правовые институты. После катастрофы первых лет, государственное строительство, над которым столько смеялись, принесло свои плоды. Говоря об Ираке, президент Обама теперь может указать на крупный национальный проект, который дал ощутимые положительные результаты.

Разумеется, если он будет честен, ему придется также объяснить, насколько хрупок и неполон этот успех. Материальное положение иракцев стало лучше, но их сознание все еще не изменилось в соответствии с новыми возможностями.

В стране по-прежнему не хватает общественного доверия. Transparency International считает Ирак четвертым по коррумпированности государством в мире. Роль женщины в обществе остается неожиданно ограниченной. Иракские политики с явным трудом идут на компромиссы (впрочем, в этом они мало отличаются от американских).

В Ираке также существуют проблемы с человеческим капиталом. Большинство врачей покинули страну после вторжения, поэтому персонал для поликлиник найти затруднительно. Инженеры также разъехались, и построенные американцами заводы простаивают, потому что им не хватает квалифицированных специалистов. Школы страдают от нехватки учителей.

Бывший посол Райан Крокер (Ryan Crocker) недавно опубликовал в The National Interest статью, в которой указал, что в Ираке до сих пор царит страх. Межэтническая вражда ушла в подполье, но не искоренена. Оружие спрятано, но не уничтожено.

Обаме, если он хочет говорить честно, следует уравновешивать гордость осторожностью. Ему необходимо признать, что достижения, созданные американским присутствием, могут испариться, если американские войска полностью уйдут из страны в следующем году. Ему также необходимо признать, что коренные социальные преобразования требуют времени и терпения. Кроме того, ему следует прислушаться к советам серьезных специалистов по Ираку, таких как Крокер, Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) из Брукингса и Стивен Биддл (Stephen Biddle) из Совета по международным отношениям, и отказаться от планов по полному выводу войск.

Разумеется, подобный шаг лишит его выигрышной темы для предвыборной кампании, однако позволит сохранить те достижения, которые достались нам столь дорогой ценой.