Если Россия такая замечательная, то почему Роман Абрамович живет в Уэнтуорте? Подумайте об этом. Этот человек обладает миллиардами. У него мог бы быть самый лучший дом в России. У него могло бы быть их хоть десять, раскиданных по всей стране с запада на восток.
Он мог бы завтракать, рассматривая Красную площадь, обедать в горах Кавказа и ужинать на берегу Тихого океана во Владивостоке. А где он живет? В Суррее.
Члены заявочного комитета Англии, ведущего борьбу за право проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, не будут затрагивать этот, да и многие другие животрепещущие вопросы, из-за опасений показаться слишком высокомерными. Как продемонстрировал вице-премьер Ник Клегг (Nick Clegg), мы даже не можем похвалить себя, не заламывая при этом страдальчески свои руки.
Почему? Неужели существует настолько мало причин сомневаться в заявке Англии, что мы вынуждены выдумывать их? Как получилось, что Клегг вызвал всеобщее оцепенение, когда сказал членам инспекционной делегации ФИФА, что заявка Англии на проведение Чемпионата является непобедимой? Возможно, нам следует пройти этот путь до конца и сделать группу «Uriah Heep» талисманом нашей кампании.
Клегг, несомненно, в своей хвастливой речи хотел сказать, что заявка Англии является непобедимой по всем стандартам здравого смысла. Непобедима тем, что, в отличие от России, Англии не нужно строить 14 стадионов «с нуля» или тратить 100 миллиардов фунтов стерлингов на новые отели и автомобильные и железные дороги, чтобы привести свою инфраструктуру в порядок.
Заявка Англии непобедима тем, что, в отличие от России, самолеты ее внутренних авиакомпаний не имеют ужасной привычки падать на землю, а ее столица не считается самой дорогой столицей в Европе. Непобедима тем, что, в отличие от России, черный спортсмен может играть за английский футбольный клуб, не опасаясь того, что в его голову прилетит экзотический фрукт. О боже, вот этого у нас действительно не может произойти.
Когда в начале августа этого года игрок московского клуба «Локомотив» Питер Одемвингие (Peter Odemwingie) перешел в команду West Bromwich Albion, болельщики устроили ему запоминающиеся проводы. На трибунах было много баннеров, однако один из них запомнился больше остальных. На нем был нарисован банан и написаны слова: «Спасибо, West Brom».
Видите ли, Одемвингие черный, у него мать татарка и отец нигериец. Он родился в Ташкенте, столице Узбекистана, когда тот еще был частью Советского Союза, однако уже успел около 50 раз выступить за сборную Нигерии и играл за свою страну на Чемпионате мира 2010 года. Болельщиков «Локомотива» настроило против Одемвингие не качество его игры – в 75 матчах он забил 21 мяч, что является хорошим показателем – а цвет его кожи.
«Черные игроки часто становятся в России объектами неприкрытого расизма, – говорит Одемвингие. – Таких там не много, но это доставляет реальные неприятности». По меньшей мере, должно доставлять.
Нам здесь не разрешено затрагивать такие деликатные вопросы, как отношение к этническим игрокам в России, из-за опасения провалить попытку получения права проведения Чемпионата 2018 года. Не их попытку, а нашу. По этой извращенной логике, демонстрирующие расизм российские футбольные болельщики не имеют особого значения, но упоминание этих демонстрирующих расизм российских футбольных болельщиков в Англии такое значение имеет.
Имеется больше шансов на то, что Одемвингие будет отлучен от игры перепуганными чиновниками Футбольной ассоциации, чем на то, что ФИФА посчитает, что случай с ним имеет отношение к происходящему процессу.
Россия считается фаворитом в борьбе за проведение Чемпионата мира в 2018 году, что является частью грандиозного плана ФИФА спасти мир путем его банкротства. Южная Африка начинает ощущать последствия проведения Чемпионата 2010 года, беднеющая Бразилия готовится нацепить улыбку для Зеппа Блаттера (Sepp Blatter) и его парней в 2014 году, а исполнительный комитет ФИФА рассматривает возможность проведения турнира 2018 года в стране, запретившей экспорт зерна до 31 декабря из-за пожаров и засухи.
По сравнению с реальными проблемами, связанными с проведением Чемпионата мира в России, высказывания о предавшем московский «Локомотив» нападающем могли бы показаться незначительной деталью, если бы случай с Одемвингие был единичным. Андре Бикей (Andre Bikey), камерунский защитник, выступающий сейчас за Burnley, во время пребывания в «Локомотиве» носил с собой оружие. «В России другая ментальность, – говорит он. – Там очень трудно жить черному человеку, особенно за пределами Москвы. Некоторые вещи, связанные с моим пребыванием там, я просто хочу забыть».
И это проблема не только одного «Локомотива». В интервью, данном российскому журналу «PRO СПОРТ» в 2008 году, Дик Адвокат (Dick Advocaat) признался, что он не мог набирать в санкт-петербургский «Зенит» черных игроков, опасаясь негативной реакции болельщиков. «Единственные, кто могут сделать «Зенит» сильнее, это черные игроки, – говорил он, – однако для нас это невозможно. Я был бы счастлив заключить контракт хотя бы с одним, но болельщики не любят черных игроков».
«Я не понимаю, почему они обращают такое внимание на цвет кожи. Для меня он не имеет значения, для них имеет».
«Зенит» потом заявил, что его слова были неправильно переведены, однако слова Адвоката были записаны бравшим интервью Юрием Дудем на пленку.
В том же году трое чернокожих игроков, Рональд Зубар (Ronald Zubar), Шарль Каборе (Charles Kabhore) и Андре Айю (Andre Ayew) были подвергнуты расистским оскорблениям во время матча «Зенита» с французским клубом Olympique de Marseille в Кубке УЕФА. «Зенит» этот факт также отрицает, однако позднее он был оштрафован УЕФа на 30000 фунтов стерлингов. Вечером того же дня, когда проходила игра, студент из Ганы Джастис Аджей (Justice Adjei) был атакован в Санкт-Петербурге группой белой молодежи, в результате чего он получил 36 ножевых ранений.
Это серьезные вопросы, и они возникают слишком часто, чтобы их игнорировать. Однако когда болельщики «Локомотива» прощались с Одемвингие, глава заявочного комитета России Алексей Сорокин отделался невнятными оправданиями. Было сказано, что банан на баннере имел отношение к школьному сленгу, означающему неудовлетворительную оценку (по-русски, видимо, «получить банан»), а не к расизму. «Этот баннер, принесенный группой болельщиков, выражал их отношение к игроку, которым они были недовольны», – сказал Сорокин.
Тем временем, заявочный комитет Англии сходит с ума из-за слухов о том, что журналисты издания Panorama расследуют процедуру подачи заявки и концентрируются при этом на России. С опасением вспоминается, как в 2004 году такое же расследование вывело на чистую воду Ивана Славкова, члена Международного Олимпийского Комитета из Болгарии. Славков оказался мошенником, готовым брать взятки за голоса. Он был исключен из МОК, однако Panorama так и не дождалась никаких благодарностей. Все шептались тогда, что действия журналистов Panorama могут помешать Лондону получить Олимпиаду 2012 года, помешать своими разоблачениями.
Делая свое смелое заявление, Клегг не осознавал, что в наши дни энтузиазм, компетенция и возможности мало интересуют ФИФА, и что каждая страна, принимающая Чемпионат мира, должна обладать историей, похожей на историю какого-либо участника телевизионного шоу X-Factor (телевизионное шоу, посвященное поиску талантливых певцов «из народа» - прим. перев.).
Она должна проделать большой путь, выстоять против цинизма и преодолеть непреодолимые препятствия. Она должна выжать слезу из ваших глаз, а также должна принести ФИФА стандартные прибыли.
Замечательных стадионов, великой истории и огромной любви к футболу больше недостаточно. И, конечно, ФИФА не ценит по-настоящему космополитичную обстановку, предпочитая подделывать ее в течение месяца.
Россия приглашает к себе весь мир? О, да. А вы пытались когда-нибудь получить российскую визу?