Завтра делегаты из Палестины и Израиля соберутся в Вашингтоне по "приглашению" президента Барака Обамы. Заявленная цель данного мероприятия - создание палестинского государства, "полностью независимого" и живущего "в мире" с соседним государством Израиль.
Точно такие же заявления звучали в ноябре 2007 года, когда предшественник Обамы Джордж Буш настойчиво призывал нынешнего президента Палестины Махмуда Аббаса и премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта встретиться в Аннаполисе и обсудить концепцию "двух государств". До Обамы и Буша завидный энтузиазм в этом вопросе проявлял Билл Клинтон: в 2000 году по его настоянию и с той же целью в Кэмп Дэвид приехали президент Ясир Арафат и премьер-министр Эхуд Барак.
За семнадцать лет "американского внимания" к созданию палестинского государства переговоры проходили в Осло, Шарм аль-Шейхе, Каире, Шепардстауне, Кэмп Дэвиде и Аннаполисе. Результат таков: ни государства, ни его подобия. Только застой, еще больше неясностей и палестинские боевики, снова начинающие свою деятельность как в Секторе Газа, так и на Западном берегу. Может ли Вашингтон предложить Палестине что-то лучше того, что дали стране переговоры в других городах и на морских курортах? Изменилось ли что-нибудь?
Внимание американцев к проблеме облегчает задачу, но нужно еще, чтобы изменились условия переговоров, чтобы энтузиазм проявили все арабские страны, а не только Египет и Иордания. Нужно желание не позволить Ирану разгуливать по Палестине как по своей вотчине, закрыть Тегерану путь в Палестину и на юг Ливана. Нужно чтобы власти смирились с тем, что придется вести диалог с Израилем, потому что сейчас за такие власти стыдно даже их представителям на переговорах. Палестине нужен внутренний мотив, побуждающий к переговорам, и этим мотивом должно стать соперничество действующей администрации с движением "Хамас" и беспокойство по поводу того, что "Хамас" может наладить свои каналы связи с Израилем. Что касается постоянных разговоров Израиля о готовности идти на "серьезные уступки", то эта старая песня, которую Израиль заводит каждый раз без особых изменений.
Однако существует факт, который сознательно игнорируется при разговоре о нынешнем качестве палестино-израильских отношений, и он претендует на то, чтобы стать основой для любых возможных соглашений. Этот новый факт - тесное сотрудничество палестинской администрации и Израиля в сфере безопасности на Западном берегу реки Иордан.
Верно, что мы уже давно не наблюдали развития в политическом сотрудничестве между двумя странами. Но несмотря на некоторую напряженность в вопросе израильских поселений и статуса Иерусалима, сотрудничество в сфере безопасности в эти дни переживает свой золотой век. Так, за последние три года на Западном берегу не было убито ни одного израильского солдата, в то время как в 2002 году число убитых израильтян составило 440 человек. Таким образом, полиция Аббаса защитила евреев, проживающих на этой территории во время войны в Газе, когда были убиты сотни палестинцев. Имамы и проповедники, призывавшие в мечетях к джихаду, были отстранены от своих должностей. То же самое произошло и с большинством преподавателей, так или иначе связанных с движением "Хамас", что привело положительным изменениям в сфере образования и вызвало одобрение Израиля. Так чего же еще хочет Израиль, помимо обеспечения безопасности своих граждан, предотвращения антиизраильской пропаганды и изменения политической культуры страны?
Безопасность была и остается главным объектом внимания для Израиля. Это основа всех требований Израиля на переговорах в Осло, в плане "Дорожная карта", "Плане Митчелла" и любых других переговорах с Палестиной. Вывод войск из Ливана и Газы без соглашения по безопасности признается явной ошибкой. А что же произойдет в ситуации с Западным берегом, который является в этом вопросе ключевой территорией?
Цель Израиля на любых переговорах - переложить бремя ответственности на Палестину и избавиться от необходимости самим обеспечивать порядок. Это возможно в том случае, если палестинская администрация будет способна сама выполнять полицейские функции и станет гарантом безопасности для Израиля. Это произойдет только при соблюдении нескольких условий. Необходимо, чтобы все палестинские территории, вслед за Западным берегом, были разоружены, и чтобы любые поставки оружия были невозможны. Необходимо также, чтобы администрация всех палестинских территорий доказала свою способность предпринимать любые меры, необходимые для обеспечения безопасности. Когда все эти условия будут соблюдены, когда такое положение вещей будет надежно закреплено соответствующими соглашениями, когда действенность таких методов будет подтверждена временем, кто же станет запрещать какой-либо палестинской территории называть себя государством или королевством? Кто в международном сообществе станет препятствовать тому, чтобы любая палестинская территория имела своих представителей в других странах, создав там посольства? Будет ли Министерство иностранных дел США против того, чтобы в стране осуществлял свою деятельность представитель Палестины и назывался послом? Кто станет возражать против того, чтобы Палестина имела своего собственного представителя и наблюдателя в ООН? И кто откажется со временем признать, что глава палестинской администрации имеет право именовать себя президентом страны?