Снаружи воздух горячий и сухой – из-за жары, охватившей Россию и соседнюю Украину. Но здесь, в известковых штольнях самого крупного в Молдавии винохранилища, расположенного под селом Милештий Мичь, прохладно, темно и немного сыро. На кажущихся бесконечными подземных проспектах освещение советской эпохи и новые знаки указывают путь к галереям, где в бутылках и дубовых бочках хранятся миллионы литров придирчиво изготовленного и тщательно хранимого вина. Это лишь часть огромной коллекции винохранилища, признанного Книгой рекордов Гиннеса самым большим в мире.
Молдавские вина предпочитала советская элита – и винохранилище "Малые Милешты" наряду с винным комплексом "Крикова", где производили игристое вино "Советское шампанское", были хорошо известны повсюду. Сегодня они тоже преуспевают, однако вино экспортируется преимущественно в Россию и ряд соседних стран Центральной Европы, причем по низким ценам – великолепная бутылка коллекционного вина стоит всего 10 долларов.
Сама Молдавия, как и ее винодельческая промышленность, представляет собой выгодный товар, какого в Европе почти не осталось. Население страны составляет примерно 4 миллиона человек, по территории Молдавия размером с Мэриленд. Но там одни из самых обильных в Европе сельскохозяйственных угодий, красивейшие ландшафты и высоко мотивированная рабочая сила (сотни тысяч молдаван уже работают в Евросоюзе и в России). Там довольно развитая, хотя и обветшавшая инфраструктура и промышленность, которые были созданы советской властью. Страна относительно дешева в плане туризма и инвестиций, и кроме того, там, пожалуй, самая плюралистическая и демократическая политическая система из числа всех бывших советских республик, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ).
Несмотря на экономическую привлекательность и политическую открытость Молдавии, она застряла на пути развития, и остается без движения. Давление внутренних и внешних сил усугубляет разногласия между группами населения, говорящими по-румынски и по-русски, вносит путаницу в национальные приоритеты и разрушает власть закона. Но мировые державы, находящиеся на противоположных сторонах евроатлантического пространства, являются важнейшими игроками в развитии Молдавии, и сейчас у них появилась возможность помочь этой стране безоговорочно добиться самых значительных успехов за постсоветское время и доказать, что на территории между Востоком и Западом может существовать процветающее, плюралистическое и демократическое государство. Это особенно верно в свете американо-российской "перезагрузки" и "партнерства" ЕС и России.
Новейшая политическая история Молдавии полна сложностей. С 1991 года там было три мирных перехода власти – больше, чем в любом другом постсоветском государстве, за исключением стран Балтии. Но ее самая большая проблема в сфере внутренней политики – это по-прежнему отсутствие сильного политического руководства, представляющего интересы граждан Молдавии. В апреле 2009 года в результате уличных протестов против предположительно подтасованных результатов парламентских выборов было свергнуто коммунистическое правительство президента Владимира Воронина, правившее страной длительное время.
С тех пор пришедшей к власти коалиции правых оппозиционных сил так и не удалось договориться о преемнике. Вместо этого в сентябре они попросят избирателей внести поправки в конституцию, чтобы президента можно было избрать прямым голосованием уже на следующих парламентских выборах, которые запланированы на ноябрь. Тем временем, кандидаты со всех сторон деятельно считают, пытаясь определить, кто будет формировать правящую коалицию в парламенте.
Итоги этих выборов важны особенно. Поскольку и пост президента, и власть в парламенте будут доступны для всех во время одной и той же избирательной кампании, у политиков со всех сторон появляются значительные стимулы для поиска компромисса, который даст новому руководству мощный мандат доверия на правление страной, защитив при этом интересы проигравшего меньшинства. Для Молдавии, где противоречия в политике давно уже имеют национальную окраску, это задача не из легких.
Некоторые партии, например либеральная партия нынешнего спикера Михая Гимпу, апеллирует почти исключительно к молдаванам, говорящим по-румынски, исключая русских, украинцев и прочие меньшинства, которые вместе составляют примерно 20 процентов населения страны, а также многих представителей элиты. Хотя русскоговорящее население поддерживает коммунистическую партию Воронина, Воронин по закону не может снова баллотироваться в президенты. А его безраздельное доминирование в этой партии привело к тому, что других популярных кандидатов на президентский пост почти не осталось.
Другие политики пытаются занять более центристские позиции. Премьер-министр Влад Филат, возглавляющий либерально-демократическую партию, старается действовать прагматично. Он ориентируется на бизнес, ездит в Брюссель, уделяет большое внимание европейской интеграции Молдавии, но в то же время встречается с российскими руководителями и пытается сохранить доступ на российский рынок для молдавских вин и сельскохозяйственной продукции. В последние месяцы экспорт Молдавии оказался под угрозой, поскольку Роспотребнадзор ввел эмбарго, которое явно имеет политическую подоплеку.
Тем временем, перебежчик из коммунистической партии Мариан Лупу позиционирует свою демократическую партию как социал-демократическую альтернативу коммунистам, в связи с чем его активно поддерживают как русскоязычные жители Молдавии, так и российские лидеры в Москве. И либерально-демократическая, и демократическая партия избегают этнического национализма и вопросов языковой политики, и таким образом напоминают жителям Молдавии о многовековой межнациональной гармонии страны, где живет русско- и румыноязычное население, где на востоке проживают украинцы, на юге турки-гагаузы, а в горах над Днестром есть город Сорока со значительным цыганским населением. И все они уживаются вполне мирно.
Конечно, самый негативный пример в истории гармоничных межэтнических отношений в Молдавии это "замороженный" сепаратистский конфликт в Приднестровье. На этом узком участке молдавской земли на восточном берегу Днестра проживает в основном русскоязычное население, которое в советскую эпоху занимало привилегированное положение, а в 1992 году в результате короткой, но кровопролитной войны отделилось от Молдавии. Сейчас их безопасность обеспечивается российскими войсками численностью более тысячи человек. Часть этих войск выступает в роли миротворцев, а часть охраняет огромный арсенал оружия Красной Армии, вывезенного из Центральной Европы в конце 80-х годов.
В Приднестровье находятся ключевые объекты промышленности бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики, включая крупную электростанцию, обслуживающую восточную часть Молдавии, а также некоторые районы Украины и Румынии. Приднестровье, составляющее всего 12 процентов территории Молдавии, в 1990 году обеспечивало 40 процентов молдавского ВВП.
Приднестровье важно и по другим причинам. Хотя на молдавско-приднестровской границе нет перестрелок с 1992 года, когда была достигнута договоренность о прекращении огня, неопределенность в отношении будущего этого самопровозглашенного региона и обеспокоенность по поводу безопасности на границе и контрабанды вот уже двадцать лет лишают Молдавию возможности попасть в список кандидатов на европейскую интеграцию. А поскольку соседняя Румыния вступила в Евросоюз в 2003 году, Молдавия вполне логично становится очередной кандидатурой для рассмотрения.
Аргументы в пользу включения Молдавии в состав расширенной Европы не ограничиваются географией. Во-первых, Молдавия может многое предложить в экономическом плане. У нее хорошо зарекомендовавшие себя и высокомобильные трудовые ресурсы, обладающие впечатляющим духом предпринимательства. У нее есть высокотехнологичные инновации, плодородные земли, дающие более 40 процентов ВВП страны, и способные стать еще более продуктивными благодаря повышению качества хозяйствования. Там обширная, но ветшающая инфраструктура, нуждающаяся в инвестиционных вложениях. Там также есть небольшой, но активный рынок, уже сейчас активно поглощающий европейские товары широкого потребления. Команда Филата, который провозгласил стратегию "переосмысливания Молдавии", олицетворяет собой мощный потенциал страны.
Во-вторых, Молдавия может стать первой страной-членом ЕС из состава СНГ. Это будет мощный позитивный символ. Данный шаг подтолкнет соседнюю Украину на путь реформ, реализовать которые необходимо, если она намерена вступать в ЕС. Интеграция Молдавии с Европой поможет даже в урегулировании приднестровского конфликта, поскольку экономика сепаратистского региона уже очень сильно зависит от экспортного производства и грузовых перевозок. А новый доступ на рынки Европы создаст для Тирасполя и Кишинева мощный стимул для поиска компромиссов.
Кое-кто в Евросоюзе опасается, что с принятием Молдавии раскроются шлюзы экономической миграции, в рамках которой на волне последних вступлений в ЕС миллионы румын, поляков и венгров нагрянули в Италию, Францию и Германию. Но верно как раз обратное. В Европе уже работают сотни тысяч гастарбайтеров из Молдавии, причем многие из них находятся там нелегально. Труд молдаван ценится по всей Европе, однако визовые ограничения вынуждают многих трудовых мигрантов платить контрабандистам, которые перевозят их через границы нелегально. Те рабочие, которые находятся в Европе незаконно, боятся депортации и не сообщают о преступлениях в полицию тех стран, где работают.
На самом деле, ЕС, включив в свой состав Молдавию, не увеличит поток трудовой миграции из этой страны. Наоборот, многие молдаване могут предпочесть вернуться домой, чтобы ездить на работу на законных основаниях. Это ослабит позиции контрабандистов и преступников, перевозящих людей, наркотики и оружие. Прежде всего, с принятием Молдавии в Европу на эту страну распространятся европейские правила прозрачности и безопасности. Это станет наглядным примером и мощным стимулом для проведения реформ в Приднестровье и на Украине.
Хотя в нынешних условиях вступление Молдавии в ЕС нереально, Брюссель должен стремиться к либерализации визовых правил и к заключению уже в ближайшее время соглашения о торговом сотрудничестве с Молдавией. Такой подход позволит молдаванам пользоваться многими столь необходимыми для них преимуществами европейской интеграции и в то же время сведет к минимуму озабоченность евроскептиков в "старой Европе" и в России. Работа предстоит большая, но Кишинев уже осуществляет целую серию важных реформ, чтобы отвечать стандартам Евросоюза. В этих условиях важное значение имеет и будет иметь американская и европейская поддержка таких инициатив – особенно в вопросах открытости государственной власти и восстановления инфраструктуры.
Воспользовавшись моментом американо-российской "перезагрузки", а также совместными заявлениями российского президента Дмитрия Медведева, канцлера Германии Ангелы Меркель и украинского президента Виктора Януковича, участники механизма "5+2" (Молдавия, Приднестровье, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Россия, Украина, а также ЕС и США в качестве наблюдателей) должны возобновить усилия по урегулированию конфликта в Приднестровье. Ни та, ни другая сторона не откажется с легкостью от своих максималистских целей - независимость и воссоединение. Но уже сейчас идут многообещающие двусторонние переговоры по развитию сотрудничества в области банковского дела, транспорта и образования. Будучи ключевыми торговыми партнерами и гарантами безопасности Молдавии и Приднестровья, Евросоюз, Россия, Украина и Соединенные Штаты могут выработать общий подход к решению этой проблемы, который будет основан на существующем двустороннем сотрудничестве и укажет на светлые перспективы регионального экономического развития в случае урегулирования конфликта.
Линдон Эллин - вашингтонский адвокат, работавший в 2008-2009 годах в посольстве в Молдавии в качестве специалиста по стратегии Совета по международным исследованиям и обменам IREX. Мэтью Рожански - заместитель директора российско-евразийской программы Фонда Карнеги за международный мир.