Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Спустя десять лет после того, как президент Билл Клинтон пригласил израильских и палестинских лидеров в Кемп-Дэвид, и почти три года после того, как президент Джордж Буш торжественно открыл конференцию по урегулированию ближневосточного конфликта в Аннаполисе, президент Барак Обама объявит о возобновлении прямых переговоров между израильтянами и палестинцами.
Слишком много было церемоний, которые не сумели изменить реальность на оккупированных территориях. Слишком поспешно объявлялся мир, который оставался миром лишь на словах, но не на деле. Поэтому понятно, почему на сегодняшнюю встречу в Вашингтоне никто не возлагает особых надежд.
Разногласия вокруг вопроса о замораживании строительства в поселениях не добавляют оптимизма. Мощные силы с обеих сторон, не заинтересованные в создании палестинского государства, мечтают о том, чтобы вашингтонская встреча вошла в длинный список провальных попыток Белого дома примирить враждующие стороны – начиная с сентября 1993 года, когда были подписаны Норвежские соглашения.
Встреча в Вашингтоне это, в первую очередь, тест на лидерство для израильского премьер-министра. Биньямин Нетаньяху отказался дать ответ на документ, касающийся границ будущего палестинского государства и вопросов безопасности, которые были переданы ему представителями палестинской автономии во время переговоров по сближению сторон. Глава правительства настаивал на том, чтобы основные спорные вопросы (границы, безопасность, беженцы и Иерусалим) рассматривались исключительно в ходе прямых переговоров. Теперь, когда президент Обама заставил палестинцев подчиниться требованиям Нетаньяху, пришло время для того, чтобы израильский премьер представил, наконец, свое видение окончательного урегулирования конфликта.
Перемена власти в Израиле не оказала никакого влияния на позицию палестинцев по основным вопросам. Если Нетаньяху на самом деле заинтересован, как он постоянно утверждает, в заключении мира в течение года, то ему не стоит терять время на пустые и бесплодные разговоры. Ему стоит со всей серьезностью отнестись к тем договоренностям, которые были достигнуты между Эхудом Бараком и Ясером Арафатом, между Ольмертом и Абу-Мазеном.