Быть может афганский конфликт и находится сейчас в критической стадии, но вот энергия и внимание НАТО быстро сходят на нет. Уже вывели войска Нидерланды, которые являются одним из самых стойких и преданных приверженцев союза. Другая «звезда» - Канада - тоже готовится к выводу. Из других уголков мира, в особенности из Восточной Европы, раздается ворчание по поводу того, что затраты на ведение операции истощают способность стран-участниц модернизировать свои вооруженные силы. Генеральный секретарь НАТО все еще упрекает государства альянса в нежелании держаться до конца, но уже ясно, что он лишь оттягивает неизбежное.
Все это происходит на фоне приближения следующего саммита НАТО, а также попыток альянса завершить выработку новой стратегической концепции. С момента окончания холодной войны у НАТО почти всегда была какая-то крупная проблем. Сперва это было расширение в Центральную и Восточную Европу. В начале 1990-ых альянс был занят сглаживанием конфликта в Хорватии и Боснии, а также обсуждением вопросов расширения. К концу 1998 года фокус внимания переместился в Косово. А после 11 сентября, альянс взялся за Афганистан. Поскольку ключевые члены НАТО сокращают свою присутствие в этом конфликте, а процесс передачи контроля Афганистану начнется лишь в будущем году, альянс может столкнуться со странным и тревожным явлением под названием «относительная бездеятельность». Конечно же, тренировки и учения, а также саммиты и конференции никуда не денутся. Но постафганское НАТО может остаться без единой оживленной миссии и без каких-либо значимых архитектурных изменений своей деятельности.
Руководство НАТО к подобной перспективе относится нервозно. Организацию совсем не привлекает идея стать стратегическим заслоном, который существует просто так, на всякий случай, ведь она уже так привыкла к тому, чтобы находиться в гуще событий. Выглядит все это почти так, будто натовские чиновники опасаются, что организация развалится, если немедленно не разовьет бурную деятельность в каком-нибудь другом русле. В руководящих кругах НАТО уже циркулирует несколько идей относительно новых ролей.
Стать глобальной полицейской силой: НАТО может попробовать закрепить за собой роль, которую оно играло в Афганистане, выступая в качестве глобальной стабилизационной силы. Больше всех остальных этой идеей, вероятнее всего, увлечены США, которые жаждут играть активную роль на международной арене при любых обстоятельствах — они будут рады росту сил альянса и улучшению его законодательной базы. Но для многих членов союза Афганистан стал травматичным опытом, и у них нет особого желания искать новых Змеев Горынычей, которым можно было бы снести головы.
Приласкать медведя: Расширяясь, альянс уже успел перешагнуть границы бывшего Советского Союза. Так почему бы теперь не принять в члены НАТО Россию и забить последний гвоздь в гроб холодной войны? Преподаватель Джорджтаунского университета Чарльз Купчан (Charles Kupchan) недавно создал прецедент:
Запад допускает историческую ошибку, относясь к России, как к стратегическому изгою. Как ясно показывают соглашения, подписанные после Наполеоновских войн и Второй мировой войны — в отличие от тех, который последовали за Первой мировой — включение бывших противников в послевоенный мировой порядок является очень важным шагом в сторону консолидации всеобщего мира. Поэтому появление России в расширившемся Евроатлантическом порядке сегодня должно стать безотлагательным приоритетом для НАТО.
Стать альянсом демократических государств: Во время последней президентской кампании в США Джон Маккейн (John McCain) озвучил идею создания всемирной Лиги демократических государств. Для тех, кого прельщает эта мысль, естественной отправной точкой всегда представлялся НАТО. Почему бы не предложить членство в Японии, Австралии, Южной Африке, и т.д. и не стать активной силой для демократизации всего мира? Нынешний посол Америки в НАТО, Иво Даалдер (Ivo Daalder), всего пару лет назад выступил соавтором эссе, убеждающего в необходимости именно такого развития событий.
Еще одна альтернатива для альянса — и это наиболее вероятный его курс на ближайшее будущее — зализать свои раны, пересидеть нынешний раунд сокращений оборонных расходов и консолидации, а затем ждать новой возможности продемонстрировать свою полезность. На нынешний путь альянс подталкивают события, которые ему неподконтрольны. Они же, практически наверняка, помогут НАТО выбрать новый путь.