Новый договор СНВ — это поучительный пример того, как можно собраться всем вместе и, помогая друг другу, усовершенствовать важный элемент системы договоров о разоружении, основываясь на прошлых договорах и выполнении их условий.
Хорошо помню договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности — ведь я участвовал в переговорах, ведшихся перед его заключением, а также помогал приводить его в исполнение. Нашей мантрой была фраза, которую президент Рональд Рейган повторял так часто, что уже и советский лидер Михаил Горбачёв начал её повторять: «Доверяй, но проверяй».
Рейган требовал (и мы этого добились), чтобы прямой проверке подвергались самые важные объекты договора: уничтожение всех ракет, а также метод, с помощью которого можно удостовериться, что не будут созданы новые. Этот ключевой элемент договора стал развитием договора предыдущего. Стокгольмское соглашение 1986-го года стало первым заключённым между США и СССР договором, в котором содержался призыв вести наблюдения за военными манёврами непосредственно с места. Конечно, это не было таким явным вмешательством, как пристальное наблюдение за ядерными объектами, но тем не менее — это был важный концептуальный прорыв. Сама идея инспекций была принята и применена на практике.
Когда заключался договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ) — подписан он был в 1991-м — возникла иного рода проблема. Наблюдать за процессом уничтожения ракет на месте — одно дело, а вот аналогичное инспектирование арсенала — совсем другое. Тем не менее, с этой проблемой частично справились путём подсчёта средств доставки, что, как очевидно, было развитием позитивного опыта обеих сторон с предыдущим договором.
Однако политические отношения между США и существовавшим тогда Советским Союзом не дошли ещё до такого уровня готовности к сотрудничеству, при котором можно было бы подсчитать непосредственно количество существующих боеголовок, при этом не боясь утечки секретной информации по их устройству. Результатом стал процесс верификации, основанный на доступе к телеметрии, то есть к данным, передаваемым при испытаниях ракет в воздухе. Это позволило установить максимально допустимое количество боеголовок, способных быть доставленными, и количество оговаривалось условиями СНВ.
Периодическое инспектирование ракетных объектов предусматривалось условиями СНВ, но опыт обеих сторон состоял в том, что этот процесс, осуществлявшийся неоднородным образом, мешал нормальной работе и излишне обременял обе стороны.
Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), переговоры по которому велись в 2002-м году при администрации Джорджа Буша-младшего, попросту опирался на режим проверок, установленный договором СНВ. В совместной декларации президент Буш и президент Владимир Путин объявили о взаимной желательности повышения прозрачности, но на этом дело и кончилось.
Далее последовал новый договор СНВ, подписанный президентом Бараком Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым 8 апреля 2010-го года. Лица, отвечавшие за контроль соблюдения условий первого СНВ, лично присутствовали на переговорах, так что доступ к опыту из первых рук имелся. Результатом стало новое достижение, основывавшееся на мерах по повышению прозрачности, предусматривавшимся договором СНВ. Теперь инспетирование объектов позволяет в буквальном смысле подсчитывать общее количество боеголовок на готовых к запуску ракетах.
Эти непосредственные наблюдения пришли на смену телеметрии, бывшей неотъемлемой частью первого договора СНВ. С другой стороны, условия нового СНВ тоже предусматривали определённую степень взаимного предоставления телеметрических данных. Это ещё больше повышает прозрачность и со временем поможет ещё больше укрепить доверительные отношения. Хорошо, что определённая доля сотрудничества в области телеметрии сохранится, то есть от самого принципа никто не отказывается.
Новый договор СНВ, как и прежние договоры, был построен на опыте прошлого. И, подобно прежним договорам, он станет основой будущего развития. Ведутся переговоры о снижении количества боеголовок, важность точной верификации возрастает, и прецеденты и опыт, созданные новым СНВ, станут основой для появление возможности буквально считать ракеты. Новый СНВ также создаёт прецедент на будущее, устанавливая процедуру осмотра небоеготовых ядерных систем, что крайне важно, так как, скорее всего, следующим шагом станет сокращение именно их.
Проблема нарушения работы, возникшая после заключения первого СНВ и обозначенная лицами, занимавшимися приведением его в исполнение, с обеих сторон, решается в новом СНВ таким образом, что информации получается даже больше, а помех работе — меньше. Прежде всего — раз в шесть месяцев производится текущий отчёт в форме регулярного обмена данными о войсках стратегического назначения; также приведены к одному знаменателю многочисленные контрольные процедуры.
США получают право выбирать с целью инспектирования из всех имеющихся в распоряжении России и подверженных действию договора боеготовых и небоеготовых средств доставки и запуска по восемнадцать в год на весь период действия нового СНВ. Также важно, чтобы всем боеготовым и небоеготовым межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), равно как и баллистическим ракетам подводных лодок и тяжёлым бомбардировщикам были присвоены уникальные идентификаторы, которые и будут указываться во всех уведомлениях о передвижении или смене статуса любым из таких объектов. Договор устанавливает процедуры допуска инспекторов для подтверждения уникального идентификатора в процессе инспектирования.
Уведомления об изменениях в системах вооружений — например, о смене статуса боеготовности — даст нам больше информации о статусе стратегических войск России, чем мы имели по условиям прежнего договора. Информация, содержащаяся в уведомлениях, будет дополняться и проверяться инспектированием на местах, а также данными космической фотосъёмки и прочими сведениями, которые вместе и образуют арсеналы технических средств верификации обеих сторон.
Участвуя в Стокгольмском договоре, когда был достигнут прорыв в вопросах инспектирования объектов и когда присутствие инспекторов на важнейших мероприятиях было главным элементом договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, я особенно доволен тем, что процесс идёт, особенно с учётом того, что в новый СНВ включены некоторые формулировки, обещающие светлое будущее. Конечно, увидеть — не значит поверить, но всё равно неплохо. Ведь учишься не только на собственном опыте, но и это неплохо.
Первый СНВ истёк в декабре прошлого года. Теперь снова пришло время внимательно смотреть и учиться на новом опыте.
Шульц был министром труда (1969-70), министром финансов (1972-74) и госсекретарём США (1982-89), а сейчас работает в Институте имени Гувера при Стэнфордском университете